Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 2)

ренегата

на свободу значило бы принять прямое и активное участие в его твердости в

магометанстве и в его вечном осуждении. Инквизиторам представили, что их

отказ может иметь самые пагубные последствия для всех христианских рабов в

Тунисе. Это соображение было бесплодно и не тронуло их, как будто

шестнадцатилетнего заключения не было достаточно, чтобы доказать

инквизиторам, что Али умрет магометанином в их застенке. С другой стороны,

разве не являлась великим беззаконием отсрочка суда над ним после такого

продолжительного времени под предлогом, будто они ожидают новых обвинений,

вопреки тому, что формально требует устав святого трибунала?

XXIV. Дело совершенно иного характера, наделавшее много шума в свете,

занимало тогда в Мадриде верховный совет. В этом городе находился новый

монастырь бенедиктинок во имя Св. Плакиды, в околотке прихода Св. Мартина.

Первым духовником монастыря был брат Франсиско Гарсия, монах того же ордена,

который в среде своей братии считался человеком умным ц святым. Донья Тереза

де Сильва (которая принимала активное участие в основании монастыря и в

течение четырех предыдущих лет ничего не предпринимала без советов брата

Франсиско) была назначена его настоятельницей, хотя ей исполнилось тогда

только двадцать шесть лет. Это отличие было как бы наградой за ее хлопоты по

учреждению монастыря, который своим возникновением был обязан щедрости ее

семьи и протонотария Арагона, основавшего монастырь для нее. Община состояла

из тридцати монахинь, которые, по-видимому, были добродетельны и избрали

монашескую жизнь по собственному желанию, без всякой уступки тем семейным

соображениям, которые приводят в монастырь других. В то время как новый

монастырь пользовался хорошей репутацией, поступки и слова одной монахини

заставили думать, что она находится в сверхъестественном состоянии. Брат

Франсиско Гарсия прибег к заклинаниям бесов. 8 сентября 1608 года, в день

Рождества Богородицы, объявили, что она одержима. Вскоре некоторые другие

монахини оказались в таком же состоянии. В день ожидания родов Пресвятой

Девы {Праздник ожидания родов Пресвятой Девы был установлен королем

Рекисвинтом IX [151]. В Толедо, как и во всех церквах Испании, этот день

торжественно празднуется 18 декабря.} настоятельница монастыря донья Тереза

впала в него сама. То же почти тотчас же приключилось с четырьмя или пятью

другими монахинями. Наконец, из тридцати монахинь двадцать пять были

охвачены этой заразой. Можно судить о необычайных вещах, происходивших в

общине тридцати женщин, заключенных в одном доме с двадцатью пятью бесами,

настоящими или мнимыми, завладевшими их телом. Один из них по имени

Перегрино был их главою, остальные ему повиновались. Относительно состояния

девиц шли совещания между учеными и уважаемыми за добродетели людьми. Все

думали, что монахини были действительно одержимы. Их духовник ежедневно

повторял заклинания. Так как необыкновенные припадки участились и внушали

иногда опасения, духовник не только приходил в монастырь, но и проводил там

ночи и дни для возобновления заклинаний. Наконец он решил принести из

дарохранительницы Святые Дары и выставить их в зале, где община собиралась

для работы; перед ними молились в продолжение сорока часов. Эта

исключительная сцена повторялась неизменно в течение трех лет. Было бы

трудно сказать, когда бы это прекратилось, если бы не вмешалась проведавшая

об этом инквизиция. В 1631 году она велела посадить в секретную тюрьму

города Толедо духовника, настоятельницу и нескольких монахинь, которых

вскоре разослали по разным монастырям. Брат Франсиско был оговорен как

еретик-иллюминат; к этому прибавили, что монахини, которых он развратил,

хотели скрыть свое состояние, прикинувшись одержимыми. После отвода, который

выставили против главного инквизитора и некоторых членов верховного совета,

и после нескольких жалоб королю, расследованных министрами, дело разбиралось

в 1633 году. Духовник и монахини были объявлены заподозренными в ереси

иллюминатов. На монаха падало сильное подозрение, на монахинь легкое. Их

подвергли разным епитимьям и распределили по другим монастырям.

Настоятельница была сослана, лишена права совещания в течение четырех лет и

права голоса на двойной срок. По истечении его она вернулась в монастырь Св.

Плакиды.