Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 2)

'Иисусе, что это такое?'

Мгновенно все исчезло, и луг стал таким пустынным, как будто никогда не

бывало там никакого собрания и никакой церемонии.

XXX. Мария Эчалеко, ведьма, показала, что царица Грасиана де Барренечеа

раз подняла ее в воздух и опустила на поле, где оставила в одиночестве, так

что ей пришлось войти в соседнюю пещеру. Вскоре пришли царица и Эстевана де

Тельечеа, между ними находился дьявол, которого они обнимали. Его вид

показался ей таким страшным, что она от охватившего ее ужаса воскликнула:

'Ах, Иисусе!' Эти слова рассеяли видение. Она очутилась в одиночестве и

распознала, что находится на лугу, называемом Берроскоберро, на котором

происходили собрания и которому колдуны давали название Акеларре, или

Козлиного луга.

XXXI. Мария Хуанчо, другая ведьма, передала, что несколько детей из

местечка Вера, разгласивших то, что видели на собраниях, куда их приводили

отцы, были так жестоко высечены на следующем собрании, что заболели и стали

чахнуть; это побудило местного викария отчитать их. Эти дети рассказали, что

знали, и не хотели больше возвращаться на луг. Их преследовали ведьмы,

которые так же плохо обращались и с другими детьми, отказывавшимися туда

ходить. Эти женщины связывали их и носили по воздуху, а потом возвращались и

клали их обратно в постели, пока викарий местечка Вира не принял

предосторожности укладывать на ночь в своей комнате детей, не достигших

разумного возраста, число которых было больше сорока. Две ночи он не сделал

этого, и ведьмы вытащили их и перенесли на луг, где жестоко высекли. Через

несколько времени те же дети, будучи в школе, увидали двух проходящих

женщин, которых они признали за секших их ведьм. Они выбежали и стали кидать

в них камни, громко объясняя, почему они так поступают. Дело дошло до суда,

и дети смело подтвердили перед судьей свои слова. Последняя часть этого

происшествия была доказана на процессе инквизиции и признана соответствующей

рассказу Марии Хуанчо. Эта обвиняемая и ее сестра Мария Рессона сознались

также, что, когда дьявол выбранил их за то, что они давно уже никому не

делали зла, они решили убить двух своих маленьких детей порошком сатаны из

желания угодить своему владыке, который остался очень доволен этой жертвой.

XXXII. Такова краткая история процессов ведьм в Логроньо, история коих

была хорошо известна трибуналу, так как он в 1507 году покарал более

тридцати колдунов, а в 1527 году еще полтораста. Первое дело побудило дома

Мартина д'Андосилью, каноника кафедрального собора Памплоны, и архидиакона

Вальдорбы, напечатать в Париже в 1517 году латинскую книгу: О суевериях

против порч и чар, о которых так много везде толкуют. Второе дело повлекло

другой труд, опубликованный на испанском языке в 1529 году братом Мартином

де Кастаньегой. Наконец, третье происшествие, о котором я дал отчет, было

предметом трактата, который заслуживает печати. Автор его Педро де Валенсия,

ученый богослов, послал его кардиналу, главному инквизитору. Он разбирал с

беспристрастной критикой затруднения, которые могли и даже должны были

возникнуть относительно фактов и истинности показаний девятнадцати человек,

которые исповедались перед инквизицией Логроньо в чарах и порчах, что

составило ббльшую часть этой главы. Автор сначала определил три главных

мнения богословов на этот счет. По первому, все эти мнимые истории колдунов

- чистые басни, и обвиняемые удостоверяют их либо потому, что надеются

ускользнуть от инквизиции с тем большей легкостью, чем откровеннее признают,

что все обвинения доносчиков и свидетелей верны, либо потому, что боятся

быть осужденными и наказанными как запирающиеся. Сторонники второго мнения

допускают достоверность установленных фактов, особенно если они признаны

обвиняемыми, которые должны понести за них наказание. Богословы третьей

группы верят историям колдунов по существу, но не могут доверять чудесным

обстоятельствам, их сопровождающим. Автор вышеназванной книги признает, что

сам верит, будто злые духи могут переносить человеческие тела из одного

места в другое и что эта власть принадлежит также добрым ангелам, когда им

повелевает это Бог, но, не дерзнув верить, чтобы Бог это допустил, автор

старается доказать свое мнение разными местами Священного Писания, которые

приводит и тщательно толкует. Он желал бы, чтобы инквизиторы