Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 2)

хотя один был еретическим; если речь идет о катехизисе, достаточно

сказать, что собор рассмотрел его и одобрил даже после его запрещения и что

его читают как разумный и полезный во всех христианских странах, кроме

Испании, где живут его враги.

IV. Защитник выставляет на вид, что его клиенту дали судей, являющихся

креатурами его врага и объединенных желанием погубить его; только боязнь не

угодить Его Величеству помешала ему отвести их.

V. Далее Альпискуэта заявлял, что Карранса несколько раз хотел

обратиться к папе и королю, чтобы разъяснить тайно затеваемые против него

козни, но его враги, пользуясь пленом архиепископа, никогда не разрешали ему

этого.

VI. Обвинительный акт разделили на пятнадцать или двадцать частей,

удваивая и умножая одни и те же обвинения более чем в четырехстах статьях,

чтобы показать важность процесса, тогда как он может и должен быть сведен

менее чем к тридцати пунктам.

VII. Его обвиняли в выставлении нескольких еретических тезисов, тогда

как они вполне католические.

VIII. Одно обвинение последовательно нагромождали на другое, чтобы

посмотреть, не ошеломят ли они его клиента и не заставят ли его

противоречить в ответах самому себе.

IX. Ему сообщали копии ходатайств прокурора лишь тогда, когда истекал

уже срок для ответа, чтобы архиепископ либо затянул свое заключение, прося

новых отсрочек, либо отвечал, за отсутствием времени, необдуманно.

X. Защитник говорил также, что архиепископу приписали чужие

произведения, которые квалифицировались как принадлежащие ему, а также

некоторые сочинения, никоим образом не заслуживающие квалификации; богословы

потратили столько времени на эту операцию, что его душа стала почти

неспособна выносить такую несправедливую и бесполезную медлительность.

XI. Он не надеется, что будет судим беспристрастно, если только его не

пошлют в Рим вместе с документами его процесса.

XII. Архиепископы и епископы не считают для себя позором или

оскорблением, когда апеллируют к римской курии на приговоры, вынесенные ими

в процессах по делу бенефиций; следовательно, святой трибунал не должен

считать себя оскорбленным в аналогичном случае.

XIII. Король не должен верить окружающим его льстецам, поскольку,

вопреки тому, что они могут ему сказать, вся Испания возмущена манерой

ведения процесса и обращением с архиепископом-примасом, а вне Испании об

этом выражаются еще резче.

XIV. Никто не может спокойно смотреть на дерзость, которая придает

больше веса мнению судей и свидетелей процесса, чем мнению самого

Тридентского собора; подобная дерзость имеет много сходства с ересью

лютеран, сторонники которой являются предметом преследования тех же судей.

XV. Особенно очевидна была их пристрастность, когда в Испании было

получено известие об одобрении катехизиса собором; вместо того, чтобы

обрадоваться, что испанская книга была признана правоверной, эти судьи

открыто выразили свое величайшее неудовольствие; подобное поведение

предполагает дурное расположение судьи, потому что всякий беспристрастный

судья должен радоваться, когда подсудимые объявляются невиновными; судьи же

архиепископа не испытывали этого чувства и были настолько недовольны, что

даже скрыли от архиепископа резолюцию собора, так что остается сообщить ему

об этом юридическим путем.

XVI. Тот же защитник продолжает: 'Судьи были так раздосадованы решением

собора, что один из них, говоря об этом деле после получения его

подтверждения, сказал раздраженным тоном моим двум коллегам и мне: 'Весь

собор неспособен защитить два тезиса, находящихся в книге'. На мою просьбу

уточнить их он привел один, католический смысл коего я вскоре доказал ему и

прибавил: если бы у меня была власть главного инквизитора, я, может быть,

донес бы на него, ибо я нахожу, что так же еретично считать католический

тезис еретическим, как и признавать еретический тезис католическим; с другой

стороны, конечно, ересью является предполагать, что собор может одобрить,

как католическое, такое учение, которое на самом деле не представляется

таковым'.

XVII. Лютеране иностранных государств смотрят во все глаза на этот

процесс; когда они узнают, что король имеет больше доверия к трибуналу

испанской инквизиции, чем к верховному первосвященнику, они