Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 2)

Иисус Христос проявил заслуги для нас.

4) Никто не получает правосудия Иисуса Христа, если он не верит твердо

и положительно, что он получил его.

5) Находящиеся в состоянии смертного греха не могут понять Священного

Писания и рассуждать о предметах веры.

6) Естественный разум противоречит вере в том, что имеет отношение к

религии.

7) Зародыш греха существует в крещеных с качеством греха.

8) Истинная вера не существует более в грешнике, утратившем благодать

через грех.

9) Покаяние равно крещению и есть не что иное, как новая жизнь.

10) Господь наш Иисус Христос искупил наши грехи так действенно и так

полно, что от нас не требуется никакого искупления.

11) Вера без дел достаточна для того, чтобы быть спасенным.

12) Иисус Христос не был законодателем, и в его намерение не входило

создание законов.

13) Поступки и подвиги святых служат нам только примером, но святые

никоим образом не могут нам помогать.

14) Употребление святых икон и почитание мощей святых суть чисто

человеческие обычаи.

15) Теперешняя церковь не имеет ни озарения, ни авторитета в такой

степени, в какой это было в первобытной церкви.

16) Положение апостолов и монахов ничем не отличается от обыкновенного

положения христиан.

V. Из показаний девяноста шести свидетелей нельзя заключить, чтобы

архиепископ Толедский когда-либо высказал какой-нибудь из этих шестнадцати

тезисов. Однако все эти свидетели в судебном порядке, без посредства и даже

без ведома подсудимого, были допрошены людьми, привыкшими заставлять

свидетелей говорить больше, чем они хотят. Я не читал произведений, которые

послужили материалом для процесса, но я знаю их квалификации. Из них не

видно, чтобы Карранса утверждал хотя бы один из этих шестнадцати тезисов; но

текст некоторых из них заставил цензоров поверить, что он исповедовал их и

многие другие, так как его не обязали отрекаться ни от многих сотен тезисов,

которые сочли нужным осудить, ни от семидесяти двух, квалифицированных

еретическими. С другой стороны, нельзя утверждать, что он высказывал устно

или выражал в письменной форме какой-либо из шестнадцати тезисов, которые

были сочтены лютеранскими, и я без колебания говорю, что этот приговор не

может заслуживать одобрения добросовестных людей.

VI. Архиепископ выслушал свой приговор со смирением и был оправдан с

предостережением (ad cautelam). Он служил обедню в четыре первых дня

Страстной недели и в понедельник на Пасхе 23 апреля посетил все семь

церквей. Он отказался от носилок, которые предложил ему папа, как публичное

доказательство своего уважения и участия. На другой день он служил обедню в

церкви Св. Иоанна Латеранского - в последний раз в своей жизни. Задержав

мочу, он потом не мог уже ее выделить. Он умер 2 мая в три часа утра в

семидесятидвухлетнем возрасте, проведя восемнадцать лет в полном заключении.

VII. Узнав 30 апреля о серьезности положения архиепископа, папа послал

ему полное отпущение грехов и освобождение от наложенной на него епитимьи.

Святой отец действовал по своей доброй воле для утешения больного и, если

возможно, для восстановления его здоровья. Это известие дало архиепископу

большое удовлетворение, вследствие чего он принял спокойно и даже радостно

три таинства - исповедь, причащение и соборование.

VIII. Он составил завещание в присутствии одного из секретарей процесса

и назначил душеприказчиками своего верного друга дома Антонио Толедского,

великого приора ордена св. Иоанна и шталмейстера короля; докторов Мартина де

Альпискуэта Наварро и Альфонсо Дельгадо, своих защитников, которые его

никогда не покидали; дома Хуана де Навар-ра-и-Мендосу, регента и каноника

Толедского собора (он был сыном графа Лодосы и происходил по мужской

побочной линии от королей Наварры); брата Фернандо де Сан-Амбросио, его

попечителя, который был предан ему со времени получения архиепископских

булл, и брата Антонио д'Утрилью, являвшегося истинным образцом верности и

преданности и добровольно разделявшего с архиепископом его

восемнадцатилетнее пленение. Он не получил разрешения, в котором нуждаются

епископы для составления завещания; но так как папы располагали тогда

доходами с экономии, Григорий XIII одобрил и приказал исполнить все

благочестивые распоряжения архиепископа.

IX. 30