Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 2)

в По в 1591 году без

имени автора. Когда инквизиторы узнали о них, они подвергли их богословскому

разбору и отыскали в них новые обвинения для процесса, потому что

квалификаторы отметили несколько тезисов инквизиционной цензурой.

П. Филипп II и инквизиторы предложили амнистировать приговоренных к

смертной казни и обещали должности, деньги и почести всякому преступнику,

который лишил бы Антонио Переса жизни или вернул бы его узником в Испанию. Я

отсылаю читателя по всем подробностям этого пункта истории к труду, который

Перес опубликовал через несколько лет под заглавием Реляции и в котором он

принял имя Рафаэля Перегрино. Перес получил от короля Генриха IV разрешение

отправиться в Лондон. Королева Елизавета и ее первый министр граф Лейстер

[111] ласково приняли его. Затем он вернулся во Францию и устроился в

Париже, где провел остаток своей жизни, постоянно тоскуя по жене и детям.

Между тем 15 февраля 1592 года инквизиторы объявили Антонио Переса беглецом.

Они велели вывесить указ на стене митрополичьей церкви Сарагосы и приказали

ему явиться через месяц. Эта мера возмутительна по своей несправедливости,

так как они хорошо знали, что Перес живет в стране, находившейся тогда в

состоянии войны с Испанией, и что уставы святого трибунала дозволяли

годичную отсрочку, смотря по расстоянию, которое должен преодолеть

обвиняемый. Распоряжения указа были так противозаконны и так мало

согласовались с практикой, бывшей в ходу до этого времени, что чтение этого

документа будет предметом соблазна для всякого, кто захочет его разобрать.

III. Показания свидетелей, допрошенных в Мадриде в 1591 году, после

первого мятежа Сарагосы, и показания, полученные в этом городе после

вступления в него королевских войск, особенно усилили обвинения против

Антонио Переса, потому что его слуги Диего де Бустаманте и Антонио Аньос,

его лжедруг Хуан де Басанте и несчастный барон де Барволес (который со

многими другими лишился головы на эшафоте) обнаружили факты, которым не

придали бы ни малейшего значения, если бы речь шла о других лицах и о других

событиях. Но дело касалось Антонио Переса, и этого было вполне достаточно,

чтобы квалифицировать их богословски дерзкими, подозрительными в отношении

ереси или другими выражениями, заимствованными из инквизиционного кодекса.

Этот акт датирован 9 апреля. Я не стану останавливаться на доказательстве

его необоснованности Я передам только третий из квалифицированных тезисов.

Он составлен в следующих выражениях: 'Говоря о нашем короле Филиппе II и о

Вандоме, Антонио Перес сказал, что король - тиран, а Вандом - великий

монарх, потому что он превосходный государь и управляет страной к

удовольствию всех; он радовался, когда слышал о его победах, и говорил, что

нет ереси в том, чтобы с ним встретиться и говорить'. Квалификация:

'Обвиняемый показывает себя нечестивым относительно дел Божиих и святой

католической веры, пособником ереси и сильно заподозренным в ереси, так как

он живет теперь среди еретиков, которых хвалит, что доказывает, что он сам

еретик'.

IV. Инквизиторы, весьма расположенные к введению в материал процесса

Антонио Переса всего, что могло бы более или менее способствовать его гибели

и этим содействовать планам двора, с преступным доверием приняли неясный

слух, который сообщил им низкий льстец из числа их чиновников, будто бы

Антонио Перес был потомком еврейской расы, потому что в местечке Ариса,

соседнем с Монреалем, откуда происходила его семья, жил некто Хуан Перес,

новохристианин, которого инквизиция сожгла как иудействующего еретика.

Инквизиторы тотчас навели справки в реестрах святого трибунала; там нашли,

что 13 ноября 1489 года некий Хуан Перес из Фарисы, пожив некоторое время в

этом городе, а затем поселившись в Калатаюде, там был предан релаксации и

сожжен как иудействующий еретик, сын и потомок евреев, и что Антонио Перес

из Фарисы, священник и брат осужденного, умер иудействующим еретиком,

согласно показаниям, полученным 7 июня и 17 августа 1488 года.

V. 16 апреля 1592 года инквизиторы поручили Паскалю Гильберту,

священнику, комиссару святого трибунала, удостовериться в кратчайший срок,

существует ли какая-либо степень родства между Антонио Пересом и осужденными

и не происходил ли Гонсало Перес, секретарь императора, отец Антонио Переса,

от