Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 2)

друг с другом и с посторонними лицами; один

двоеженец; пять по делу о колдовстве и шестьдесят три обвиненных в иудаизме.

Они были португальцы или дети евреев этой страны. Одиннадцать были выданы в

руки светской власти и сожжены живьем, как нераскаянные; один был сожжен

фигурально, потому что повесился в тюрьме. На этом аутодафе появились с

почетом, сидя на возвышении с пальмами кавалера, шесть человек, которые были

арестованы вследствие показаний лжесвидетелей и успели доказать, что их

несправедливо обвинили и что они постоянно были настоящими католиками. Среди

упорствующих евреев был один, очень сведущий в Священном Писании, он просил,

чтобы ему дали возможность поспорить с богословами, и привел в

замешательство многих, которые были только невежественными схоластами.

Другие, однако, доказали ему истинный смысл пророчеств, приводя их в связь с

событиями, совершившимися после эпохи пророков.

XII. В Толедо было справлено аутодафе 30 ноября 1661 года. Оно состояло

из тринадцати человек. В их числе были: один колдун, один богохульник, один

мошенник, мнимый служитель инквизиции и восемь иудействующих португальцев

или лиц португальского происхождения. Двенадцать были примирены. Тринадцатый

- богохульник - был выдан королевскому судье Даймиэля, получив условное

отпущение церковных наказаний: он был уже осужден на повешение за убийство

своего тестя.

XIII. В Куэнсе инквизиция устроила 29 июня 1654 года общее аутодафе из

пятидесяти семи осужденных. Десять из них были сожжены, остальные примирены.

Они были иудей-ствующие, за исключением одного лютеранина; почти все они

прибыли из Португалии. Сожженные были испанцы, с детства воспитанные евреями

в законе Моисеевом. История некоторых из этих осужденных интересна по особым

обстоятельствам их процесса. Таковы: 1) доктор Андреа де Фонсека, адвокат

королевских советов, уроженец Миранды в Португалии, поселившийся в Мадриде,

где он был одним из знаменитейших защитников своего времени. Он был уже

примирен вальядолидской инквизицией, отрекшись в 1624 году как сильно

заподозренный; однако он так талантливо и удачно сумел защитить себя в этом

случае, что удовольствовались тем, что его объявили легко заподозренным и

изгнали из Мадрида и Куэнсы на десять лет, заставив заплатить штраф в

пятьсот дукатов. 2) Донья Изабелла Энрикес, его жена, уроженка

Сан-Феличес-де-лос-Гальегос близ Сьюдад-Родриго, уже примиренная в Мадриде в

1623 году, разделила участь своего мужа и заплатила штраф в триста дукатов.

Ее крепкое телосложение помогло ей вынести без последствий пытку, во время

которой она упорно все отрицала. Она поженила юношу и девицу, детей

португальских евреев, и была у них посаженой матерью. Хваля эту чету, она

сказала: 'Эти молодые люди - счастливчики: они соблюдают закон Божий'. Из

показаний нескольких осужденных вытекало, что это был пароль и лозунг

евреев, чтобы узнавать друг друга, когда они видятся впервые. 3) Симон

Нуньес Кардосо из Лам его в Португалии, житель Пастраны, доктор медицины в

университете Саламанки, штатный врач в Сифуэнтесе, примиренный инквизицией

Коимбры. Он отрицал приписываемый ему рецидив иудаизма и противостоял

мучениям пытки. Единственное его показание состояло в том, что его ложно

обвинили в заключении договора с дьяволом и что поводом к этой молве

послужило то, что в ухо к нему залетел большой слепень, который беспрестанно

твердил: 'Не говори о религии'. Нуньес произнес отречение, как легко

заподозренный, и был присужден к штрафу в триста дукатов и некоторым

епитимьям. 4) Бальдассар Лопес, уроженец Вальядолида, сын португальских

родителей, шорник королевских конюшен. В юности он ездил в Байонну, чтобы

свободнее следовать Моисеевой религии. В 1645 году он вернулся в Испанию и

привлек к иудаизму одного из своих родственников, приводя ему в

доказательство того, что Мессия еще не приходил, октаву из поэмы Араукана

Алонсо д'Эрсильи [146], которая кончается следующим стихом: 'До времени,

когда Бог позволит ему появиться'.

XIV. Он был задушен и сожжен по смерти. Обладая веселым характером, он

шутил, даже когда шел на казнь. Один из сопровождавших его монахов увещевал

его воздать благодарность Богу за то, что он войдет в рай бесплатно. 'Что вы

говорите, отец! Разве конфискация не забирает у меня двести тысяч дукатов,

причем