Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 2)

IV. Вскоре после того как его преемником стал кардинал Сапата, он

был привлечен к суду мадридской инквизицией за некоторые приписанные ему

тезисы, заподозренные в лютеранстве и материализме. Алиага умер в 1626 году,

и его процесс не пошел далее предварительного следствия. Можно думать, что

при продолжении дела Алиага доказал бы, что стал жертвой интриганов,

обманывавших короля, как было это в 1620 году при Филиппе III, когда маркиз

де Сиете-Иглесиас был обвинен в отравлении Алиаги. Это обвинение судьи

отвергли как не основанное ни на каких доказательствах. Если справиться с

мемуарами того времени, этот монах заслужил свою опалу. Креатура герцога

Лермы [148], он стал по своей низости и вероломству причиной падения этого

вельможи и, вследствие этого, маркиза де Сиете-Иглесиаса, который был

наказан за свои и чужие интриги преследованием, предпринятым против него

этим презренным человеком.

XIX. В 1645 году состоялся процесс дона Гаспара де Гусмана,

графа-герцога Оливареса, фаворита и первого министра Филиппа IV. Он был

привлечен к суду мадридской инквизицией при главном инквизиторе доме Диего

де Арсе, который ему был обязан епископствами Туи, Авилы и Пласенсии. Дом

Диего не забыл своего благодетеля; его мудрости герцог обязан благоприятным

исходом дела, которое в других руках могло бы иметь самые гибельные

последствия. Герцог Оливарес впал в немилость в 1643 году. Вскоре к королю

посыпались докладные записки с жалобами против бывшего министра, в которых

он был обвинен в величайших преступлениях, что доказывает испанскую

пословицу: 'Каждый ломает ветку с упавшего дерева'. В то же время

предпринято было преследование герцога трибуналом, который принял все ложные

донесения. Он был оговорен как верящий в гадательную астрологию, потому что

советовался с несколькими лицами, слывшими за искусных в разгадывании

будущего по положению созвездий. Его представили также врагом католической

Церкви, несмотря на все его старания спрятать под лицемерным покровом свои

истинные чувства. Это пытались доказать, уверяя, что он хотел отравить папу

Урбана VIII. Называли даже аптекаря во Флоренции, который изготовил яд, и

итальянского монаха, который взял на себя исполнение этого гнусного

заговора. Наконец, предлагали представить доказательства всех злодеяний, в

которых его обвиняли. Инквизиция велела начать предварительное следствие. Но

дело шло медленно и появилась необходимость достать показания свидетелей из

Италии, что затянуло первые формальности процесса, который еще не позволял

выпустить приказ об аресте, когда герцог-граф умер.

XX. Сочинения иезуита Хуана Баутиста Поза были предметом занятий

испанской и даже римской инквизиции почти все царствование Филиппа IV, в

частности с 1629 по 1636 год. Я говорил в XXV главе этой Истории, в статье

Бальвоа, о мемуаре, представленном университетом Саламанки против иезуитов.

Целью его было помешать помещению в университете императорской мадридской

коллегии, руководимой этими отцами.

Поза написал в защиту претензий своих собратьев. Его раскритиковали. На

его ответ последовало возражение. Иезуит опубликовал новые доклады и,

наконец, том этих статей - по-латыни - для Рима и по-кастильски - для

Испании. Все эти сочинения были осуждены декретом римской инквизиции от 9

сентября 1632 года. Враги иезуитов желали, чтобы испанская инквизиция

предприняла подобную же меру. Она давно отказывалась из боязни не угодить

графу-герцогу Оливаресу, который пользовался тогда большим весом и духовник

коего был иезуит. В это время Франсиско Роалес, уроженец Вальдеморо, доктор

университета Саламанки, податель милостыни и советник короля, профессор

математики и преподаватель кардинала инфанта дона Фернандо, опубликовал 5

октября 1633 года сочинение, наделавшее много шуму. Автор докладывает

католической Церкви вообще и каждому ее члену, в частности верховному

первосвященнику, другим епископам, трибуналам инквизиции и всем католическим

государям, что сочинения Позы еретические и запятнаны атеизмом. Он

рассказывает, что решил доказать истинность этого приговора самому Позе в

частных беседах, а затем в присутствии семи иезуитов, назначенных их

начальниками для присутствия при этой дискуссии по приказу короля, при

герцогах Лерме и де Ихар, графах де Салинас