Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

жестокие, что они все-таки применяли его к заключенным святого

трибунала. Они говорили при этом, что подвергают пытке заключенного только

один раз, потому что после первого сеанса на относящихся к процессу бумагах

они писали, что откладывают пытку, чтобы продолжать ее, когда это им

понадобится и захочется сделать.

Шестнадцатой статьей было запрещено сообщать обвиняемым полную копию

свидетельских показаний; можно было только давать им понятие о том, что на

них было донесено, оставляя их в неведении об обстоятельствах, которые могли

бы им помочь узнать свидетелей. - Одна эта статья была бы способна внушить

отвращение к трибуналу инквизиции. В том, что обвиняемому отказывали в

сообщении результатов предварительного следствия, не было ничего

противозаконного. Но отказывать ему в ознакомлении с документами его

процесса во время самого суда - не означает ли это сделать для подсудимого

невозможным пользоваться правом самозащиты?

Семнадцатая статья предписывает инквизиторам самим допрашивать

свидетелей, когда это для них не невозможно. - Это распоряжение справедливо,

но его делает иллюзорным то обстоятельство, что его редко было возможно

осуществить, так как свидетели и судьи почти всегда находились в разных

местах государства. Приходилось комиссару трибунала рассматривать и

принимать показания при помощи нотариуса, исполнявшего обязанности

секретаря. Так как оба они присягают в сохранении тайны, то можно видеть,

какой может произойти беспорядок, граничащий с преступлением, от

распоряжения, заставляющего подначальных людей уголовного трибунала

удостоверять преступность скорее, чем невиновность, чтобы этим быть приятным

для лиц, приказывающих им свидетельствовать. Кроме того, разве не следует

признать, что ничего не может быть опаснее истолкования ответов, данных

свидетелями, которые не получили ни воспитания, ни образования?

Восемнадцатая статья велит одному или двум инквизиторам присутствовать

при пытке, которой должен подвергнуться подсудимый, кроме случая, когда,

будучи заняты в другом месте, они должны обращаться к комиссару для

получения показаний, если пытка все-таки должна быть применена. - Не лучше

ли было бы ее совсем отменить?!

На основании девятнадцатой статьи, если после вызова в суд согласно

предписанным формам обвиняемый не явится, он должен быть осужден как

уличенный еретик. - Мера бесконечно несправедливая, потому что тысяча

обстоятельств может помешать человеку, вызванному в суд, быть осведомленным

о своем вызове; если предположить даже, что он это знает, уклонение его от

явки может быть вызвано боязнью быть посаженным в тюрьму, что далеко до

молчаливого признания своего преступления.

Двадцатая статья гласит, что, если доказано книгами или поведением

умершего человека, что он был еретиком, он должен быть судим и осужден как

таковой; его труп должен быть вырыт из земли, все его имущество конфисковано

в пользу государства, в ущерб его законным наследникам. - Кто мог бы

поверить, что подобная мера против умершего, которого невозможно уже

обратить, продиктована ревностью по вере? Поэтому надо искать другую

правдоподобную причину такого поступка - в жадности, в желании внушить ужас

и стать страшным. Однако примеров столь великой жестокости встречается

немного, кроме, быть может, истории папы Стефана [335], который заставил

выкопать из земли труп своего предшественника Формоза [336], чтобы обречь

его память на бесславие.

Двадцать первой статьей инквизиторам было приказано распространить свою

юрисдикцию на сеньориальных вассалов; если сеньоры откажутся ее признать, то

применить к ним церковные кары и другие наказания. - Это дало инквизиторам

случай удовлетворять свое тщеславие, унижая этот надменный класс людей

епитимьями, к которым они их присуждали как сопротивляющихся декретам

трибунала.

В двадцать второй статье было сказано, что если человек, присужденный к

выдаче в руки светского суда, оставляет несовершеннолетних детей, то им

даруется государством, в виде милостыни, небольшая часть конфискованного

имущества их отца, и что инквизиторы обязаны доверить надежным лицам заботу

об их воспитании и христианском просвещении. - Хотя я прочел большое

количество старинных процессов, но нигде не встретил,