Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

Х.А.Льоренте. История испанской инквизиции. Том IОцените этот текст:Не читал10987654321 ПрогнозСодержаниеFine HTMLtxt(Word,КПК)gZipLib.ru htmlХ.А.Льоренте. История испанской инквизиции. Том I

---------------------------------------------------------------------------

OCR Кудрявцева О.Л. / Spellcheck Кудрявцев Г.Г.

---------------------------------------------------------------------------

ХУАН-АНТОНИО ЛЬОРЕНТЕ И ЕГО КНИГА

Хуан Антонио Льоренте родился в 1756 г. в маленьком городке близ

Калаоры в обедневшей старинной дворянской семье и, рано потеряв родителей,

воспитывался в доме дяди-священника. С 14 лет он с тонзурой на макушке

поступил учиться в монастырь и спустя три года в присутствии калаорского

епископа и других духовных особ защищал на латинском языке диссертацию из

области метафизики и логики и поступил в Сарагосский университет, чтобы

изучать римское право. Три года он на варварской латыни упражнялся в римском

праве и в 1776 г. получил степень бакалавра юридических наук. Через год мы

уже видим его субдьяконом и каноником в Калаоре, обеспеченным ежегодным

твердым доходом от бенефиции. По старому испанскому обычаю молодому

духовенству разрешалось развлекаться составлением театральных пьес, и

Льоренте решил отдавать свободные часы драматической литературе. Так, на

театральной сцене Калаоры появилось 'Отвращение к браку' - топорная

мелодрама, не пришедшаяся по вкусу даже неизбалованной и непритязательной

публике захолустного городишка Старой Кастилии. В 1778 г. Льоренте поступил

в Валенсийский университет, чтобы специализироваться в каноническом праве.

Вскоре Льоренте стал доктором канонического права, и молодому

священнику дано было право исповедовать не только мужчин, но и женщин. В

1782 г. калаорский епископ назначил его генеральным викарием своей епархии,

и Льоренте нужно было лишь терпеливо ждать смерти своего непосредственного

почти семидесятилетнего начальника, чтобы самому стать епископом Калаоры и

тем завершить свою карьеру. Не добившись успеха в области драматической

литературы, Льоренте взялся за составление религиозно-философских статей,

столь же плоских и безвкусных, как огромное множество схоластических

упражнений испанских монахов и священников. Но 'философия' не удовлетворяла

Льоренте, и он перешел к истории. Его исторические монографии зачастую

строились на архивном материале и свидетельствовали о значительной

начитанности автора и умении классифицировать обрабатываемый им материал. Но

темы его работ были жалки и ничтожны; главным образом это были жизнеописания

местных святых, чудотворная слава которых никогда не выходила за пределы

маленькой Калаоры. В 1784 г. Королевская академия святых канонов, литургии и

церковной испанской истории, находившаяся в Мадриде, избрала Льоренте своим

действительным членом, и молодой заместитель епископа имел основание мечтать

уже не только о Калаоре, но и о крупном испанском центре.

В это же время Льоренте встретился с каким-то образованным иностранцем,

который стал ему доказывать, что при оценке того или иного религиозного и

философского положения, равно как поэтических и моральных указаний, следует

прежде всего руководствоваться собственным разумом и ни в коем случае не

полагаться на чужой авторитет и вековой опыт, ибо зачастую высокие

авторитеты и старинные традиции оказываются рассадниками всяких

предрассудков и суеверий и ведут не к истине и правде, а к вреднейшим

заблуждениям и опаснейшим ошибкам. Единственным мерилом истины, убеждал

Льоренте случайно очутившийся в Калаоре иностранец, является наш собственный

разум, а потому не следует воспринимать ничего, что ему противоречит и с чем

он не мирится. К ссылкам на ежедневные факты следует точно так же относиться

с недоверием, пока они лично не проверены на практике. Иностранец, который,

вероятно, был французом-рационалистом, советовал Льоренте тщательно изучать

сочинения Декарта, много и подробно беседовал с ним по поводу прочитанного,

и, по словам Льоренте, эти частые собеседования производили на него особенно

большое впечатление, которого даже и время не могло изгладить. Как ни велико

было влияние этой случайной встречи, однако нельзя исключительно ею

объяснить тот умственный перелом, который произошел в уме Льоренте в 80-х

годах. Самое это влияние могло иметь