Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

передают в

это время осужденных или их изображения, чтобы он тотчас же объявил смертную

казнь через сожжение, согласно законам государства касательно еретиков, и

приказал привести ее в исполнение после того, как, на основании

предварительного и секретного сообщения инквизиторов, он распорядится

приготовить эшафот, дрова, машину для удушения и обычных исполнителей.

3) Аутодафе единичное. Устраивается для одного виновного в церкви или

на публичной площади, смотря по обстоятельствам.

4) Аутодафе общее. На нем появляется большое количество виновных всех

разрядов: лица, сжигаемые после удушения, как еретики-рецидивисты, хотя и

раскаивающиеся; такие, которые представлены в изображениях, с их выкопанными

из могил костями, как умершие нераскаянными; такие, от которых имеются

только одни изображения, как приговоренные заочно. Бывают также еретики,

примирившиеся с Церковью, исповедавшиеся и раскаивающиеся; отбывающие

епитимью, уголовные преступники; лица, заподозренные в ереси, которые

произносят отречение и освобождаются от наказания условно (ad cautelam), с

предупреждением.

5) Аутодафе частное. Оно бывает, когда выставляют на позор осужденных

без приготовлений и торжественности общего аутодафе. На нем не присутствуют

ни власти, ни корпорации города: там присутствует один только святой

трибунал, а светский судья бывает каждый раз, когда появляется какой-нибудь

виновный, подлежащий казни.

6) Богословская отметка. Оценка, которую богословы делают поступкам и

речам, составляющим содержание процесса, квалифицируя одни как формально

еретические, другие как близкие к ереси, наводящие на ересь, благоприятные

для ереси, дерзновенные, позорные, оскорбляющие благочестивый слух,

антихристианские, противные Евангелию, католической вере и т. п. См.:

Квалификация.

7) Быть по сему (como parece). Формула, которую короли Испании имеют

обыкновение писать собственноручно на полях запросов совета инквизиции и

других королевских советов, когда они одобряют представленные им декреты или

приговоры.

8) Верховная (suprema), или верховный совет. Титул главной испанской

инквизиции, руководимой главным великим инквизитором и королевским советом

учреждения. Она управляет провинциальными инквизициями.

9) Верховное отлучение от Церкви. Оно постановляется папою или

инквизиторами против того, кто делает запрещенное или не делает то, что

приказано; оно получает полное действие по отношению к нарушителю без

необходимости, чтобы судья отлучил его от Церкви, когда преступление

совершено.

10) Вины (merita). Этим выражением имеют обыкновение обозначать

извлечение из процесса инквизиции, читаемое секретарем перед аутодафе каждый

раз, когда на основании окончательного судебного решения виновный должен

выслушать свой обоснованный приговор.

11) Внесудебная информация. Это собрание нескольких показаний,

сделанных секретно, без присяги, лицами, которые были опрошены инквизиторами

или комиссарами святого трибунала о поведении и религиозных воззрениях того,

против кого сделан донос.

12) Вызов в суд - см.: Повестка о вызове в суд.

13) Вызов судебного разбирательства - см.: Требование дознания.

14) Голосования. Мнения провинциальных инквизиторов и юрисконсультов о

приговоре, который следует вынести. Они адресуются в совет, чтобы там

подвергнуться обсуждению. Если совет высказывает свое мнение в

противоположном смысле, он указывает трибуналу, какого поведения он должен

держаться. Тогда инквизиторы видоизменяют, утверждают и произносят от своего

имени окончательный приговор, который может быть противен их собственному

убеждению и который они выносят под воздействием мнения членов верховного

совета.

15) Грамота всеобщая. Это указ, который посылается королевским

верховным советом, состоящим под председательством главного инквизитора,

провинциальным трибуналам с предписанием или запрещением мер, относящихся к

тому, что происходит в святом трибунале; она обязательна, как внутренний и

специальный закон учреждения.

16) Грамота частная. Приказание главного инквизитора или верховного

совета, адресованное провинциальным инквизиторам в форме официального письма

по частным указанным делам. Иногда это название дается также приказанию,

хотя бы оно было отправлено в виде