Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

когда языческие жрецы побуждали императоров и

правителей провинций преследовать христиан, верные публиковали большое число

апологий и настойчиво просили покровительства властей, доказывая, что они не

действуют против гражданских законов, что они с покорностью повинуются

императорским указам во всем, что не противоречит их религии, и что на своих

собраниях они считают долгом молиться о благополучии государя и о

благоденствии империи.

Статья вторая

ВТОРАЯ ЭПОХА ОТ IV ДО VIII ВЕКА

I. Если бы после примирения с Константином точно следовали

первоначальной системе Церкви по отношению к еретикам, как это должно бы

быть, никогда не существовало бы трибунала инквизиции против ересей и, быть

может, число ересей было бы тогда меньше и длительность их короче. Но папы и

епископы IV века, пользуясь тем, что императоры приняли христианство, начали

до некоторой степени подражать поведению, за которое они упрекали языческих

жрецов. Эти первосвященники, достойные уважения за святость их жизни, иногда

слишком далеко простирали одушевлявшую их ревность к торжеству вселенской

веры и искоренению ересей и вообразили, что для успеха следует склонить

Константина и его преемников к установлению гражданских законов против лиц,

впавших в ересь.

II. Этот первый шаг, сделанный папами и епископами вопреки учению св.

Павла, был началом и возникновением инквизиции. Раз установился обычай

подвергать телесной казни еретика, даже если он был верный и послушный

законам подданный, то увидели себя вынужденными разнообразить эти наказания,

увеличивать их число, делать их более или менее строгими, сообразно с более

или менее суровым характером каждого государя, и установить подходящий

способ преследования виновных, согласно с обстоятельствами. Особенно

старались представить ересь преступлением против гражданских законов, за

которое надо подвергать смертной казни, установленной государями; остальное

было лишь побочным обстоятельством и естественным последствием этой меры.

III. Я не буду останавливаться на законах против еретиков, изданных

восточными и западными императорами; о них можно справиться в Кодексах

Феодосия [22] и Юстиниана [23], где они сопровождены дополнениями Жака

Годефруа [24] и работами некоторых других компиляторов. Я скажу только, что

в числе других наказаний они устанавливали бесчестие, лишение должностей и

почестей, конфискацию имущества, запрещение делать завещание, получать

наследство по дарственной записи, осуждение на изгнание, а иногда ссылку, но

никогда смертную казнь, если только дело не касалось манихеев, и то лишь в

некоторых исключительных случаях. Однако по политическим соображениям

находили нужным увеличивать число подобных случаев, потому что неоднократно

императоров уверяли, что спокойствие империи было бы нарушено, если бы

опасность не устранялась мерами, способными устрашать.

IV. Император Феодосии [25] обнародовал в 382 году закон против

манихеев; [26] этот закон повелевал подвергать их высшей мере наказания,

конфисковать их имущество в пользу государства и поручал префекту претории

учредить инквизиторов и доносчиков, чтобы обнаруживать потайных манихеев

{Кодекс Феодосия. 9-й закон против еретиков.}. Здесь, говорит справедливо

Годефруа, выплывает в первый раз вопрос об инквизиции и доносе в деле ереси,

потому что до того времени подобные меры применялись лишь в случаях

величайших преступлений, на которые было дозволено доносить публично, как на

деяния, вредящие безопасности империи. Преемники Феодосия видоизменяли эти

репрессивные законы сообразно с обстоятельствами времени и личностями.

Бывали эдикты, обязывавшие еретиков обратиться и угрожавшие им

преследованием со стороны императорских судей, если они не отрекутся

добровольно от ереси {2-й и 3-й законы о вселенской вере; последний закон -

против нападающих на вселенскую веру, 6-й и 38-й законы - прошв еретиков,

3-й закон - о запрете повторять крещение.}. Что касается тех, о которых

знали, что они еретики, и которые не делали добровольного отречения,

несмотря на постановление указов, то их предавали суду; но, прежде чем

прибегнуть к этой крайности, их предупреждали, что они будут допущены к

примирению с церковью и потерпят лишь каноническое наказание, если в

определенный срок