Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

впоследствии создал институт советников святой инквизиции, должность

которых была сведена к нулю, потому что инквизиторы были сами канонистами и

считали себя достаточно образованными, чтобы обходиться без постороннего

вмешательства {Эймерик. Руководство для инквизиторов. Вопр. с 77 по 81.}.

XXIV. Первые инквизиторы не получали никакого определенного жалованья.

Святая инквизиция была создана набожностью и ревностью по вере. Исполнявшие

обязанности инквизиторов были монахами и почти все давали обет бедности.

Священники, которые иногда участвовали в их трудах, рыли каноники [284] или

духовные лица, пользующиеся доходами от прихода [285], и поэтому не думали

об ассигновании им жалованья. Но такое положение вещей должно было

измеряться, когда инквизиторы начали совершать путешествия в Сопровождении

секретарей, альгвасилов и вооруженной свиты. Тогда все их расходы были

возложены папами на епископов под тем предлогом, что инквизиторы трудились

над уничтожением ересей и преследованием еретиков в их епархиях. Это

мероприятие римской курии не понравилось епископам; оно показалось им тем

более несправедливым, что лишало их части авторитета. Обращались также к

сеньорам с намерением побудить их принять на себя эти издержки, основываясь

на том, что на них было возложено обязательство не терпеть в своих владениях

ни одного еретика. Однако этогo основания было недостаточно, чтобы помешать

общему ропоту и недовольству. Наконец настало время, когда на расходы

инквизиции были предоставлены средства от продажи имущества или из доходов

конфискованных у еретиков имений. На это употребляли также штрафные деньги,

налагаемые на еретиков в некоторых случаях, когда не было постановления о

конфискации имущества. Эти ресурсы составляли единственный фонд, на котором

инквизиция могла основывать свои расходы, и она никогда не имела ни прочной

дотации, ни определенной на этот предмет суммы, как это согласно утверждают

Эймерик и его комментатор Пенья {Эймерик. Руководство для инквизиторов.

Вопр. 108.}.

Статья вторая

О СПОСОБЕ ПРОИЗВОДСТВА ДЕЛ В ТРИБУНАЛАХ ПРЕЖНЕЙ ИНКВИЗИЦИИ

I. Когда в 1232 году в силу буллы Григория IX в Испании была принята

первая инквизиция, там начали преследовать еретиков на основании общих

узаконений уголовного права, которые были применены к частному преступлению

ереси на Веронском, Римском и Тулузском соборах, согласно с другой буллой

того же папы и с гражданскими законами государства. В следующем 1233 году к

этому кодексу были прибавлены новые статьи на соборах в Мелене и Безье, и на

этой базе Таррагонский собор 1242 года установил для испанских инквизиторов

особые правила, которые мы могли бы вполне верно назвать первоначальной и

подлинной инструкцией святого трибунала испанской инквизиции.

II. Папы, не терявшие из виду нового учреждения, посылали

установившимся в разных частях католического мира инквизициям декреталий для

разрешения затруднений, встречавшихся в судебной практике как до, так и

после постановления приговоров. Эта корреспонденция существовала в

особенности с Арагоном, Сицилией и Ломбардией. Хотя многие из этих

апостолических посланий противоречили уголовному праву, они приобрели такой

авторитет, что даже в сомнительных случаях доходили до того, что давали им

самое узкое толкование. Напрасно возражали против этой системы, столь

способной делать закон ненавистным; инквизиция утверждала, что такое

применение закона не только не гибельно для обвиняемых, но благоприятно,

потому что обеспечивает торжество религии. Странный способ толковать законы,

делать добро и заглушать враждебные чувства!

III. Декреталии, посланные ломбардской инквизиции, были одинаковыми с

посланными в Арагон, чтобы служить там правилом поведения в сходных случаях.

Арагонская инквизиция с бблыпим основанием получала декреталии, посланные

сицилийской инквизиции, так как это королевство почти как раз в это время

перешло во владение арагонских королей, которым оно было подчинено в течение

нескольких столетий. Это дало возможность Николаю Эймерику около середины

XIV века собрать значительное количество декреталий, касающихся святой

инквизиции. Это собрание в XVI веке особенно увеличил его комментатор

Франсиско Пенья. Если бы в наши дни понадобилось прибавить к нему все те

декреталии, которые были изданы