Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

Церковью, но которого инквизиторы подозревают в

неискренности раскаяния и в том, что он сделал признание только для того,

чтобы избежать уголовной кары.

38) Мантета (manteta, т. е. накидка). Это продолговатый кусок полотна,

на нижней части которого написаны имя, звание, общественное положение и

преступление осужденного, а также год судебного приговора; на верхней части

виднеются нарисованные языки пламени или крест санбенито, смотря по свойству

судебного приговора. Это одеяние вешают в приходской церкви осужденного,

чтобы сохранить навсегда память о его осуждении.

39) Мориски (moriscos). Это название давали маврам, сделавшимся

христианами, а также их потомкам.

40) Насилие. Смысл этого термина тот же, что и слов: насилие на деле и

против права, в чем судьи иногда бывают повинны, злоупотребляя своей

властью. См.: Обжалование против насилия.

41) Недостаточное сознание. Оно имеет место, когда обвиняемый

признается в части поступков и речей, в которых он обвиняется, отрицая

другие, в то же время установленные судопроизводством или считаемые

инквизиторами за таковые по предположению, вопреки отрицанию обвиняемого.

42) Неимение препятствий. Это удостоверение, выдаваемое в святом

трибунале лицам, оправданным или объявленным в подозрении, которое должно им

служить доказательством всюду, где придется это сделать, что их арест и

предание суду по делу религии не должны быть для них препятствием к

достижению почестей, высоких званий, почетных мест и должностей, так как они

не подверглись ни замечанию, ни наказанию судебного позора.

43) Обжалование против насилия. Чрезвычайная апелляция к королю против

злоупотребления, которое делают инквизиторы из своей независимости и из

запрещения светским судам принимать жалобы на судебные приговоры, вынесенные

инквизиторами. Человеку, находящемуся в секретной тюрьме, невозможно было

прибегнуть к этому, так как он не мог ни с кем сообщаться. Бывали случаи,

когда это средство было употребляемо родственниками заключенных.

44) Оглашение свидетельских показаний. Такое название дают в святом

трибунале неполной копии свидетельских показаний, в которой опущены: 1) то,

что было показано в защиту обвиняемого как могущее дать возможность узнать

свидетелей; 2) ответы тех, которые говорили, что ничего не знают; 3) те

ответы, которые были вполне благоприятны для обвиняемого, вплоть до

сообщения, что свидетелей было заслушано больше, чем приводится

свидетельских показаний.

45) Оговор - см.: Донос.

46) Окончательное оправдание. Это оправдание происходит, когда трибунал

объявляет обвиняемого невинным. Оправдание по суду инквизиторы выносят,

когда они не находят в документах мотивов, достаточных для продолжения

судопроизводства, хотя и думают, что подсудимый не невиновен.

47) Опорочение или отвод свидетелей. Ссылка на факты, которые перед

законом уменьшают доверие к показанию свидетелей.

48) Освобождение от церковных наказаний. Инквизиторы даруют его тому,

кто окончательно объявлен еретиком и произнес формальное отречение, обещаясь

выполнить наложенные на него епитимий. Освобождение условное (absolutio ad

cautelam), с предупреждением, инквизиторы даруют тому, кто объявлен

подозреваемым в ереси. В последнем случае дело иногда происходит в

присутствии некоторого числа свидетелей или зрителей, чуждых трибуналу и

указанных деканом инквизиторов, или только под наблюдением хранителей

секретного архива и секретарей святого трибунала.

49) Откладывать. Это значит приостанавливать ведение процесса до тех

пор, пока не явятся новые причины для его продолжения.

50) Отмена. Она имеет место со стороны обвиняемого, когда он после

заявления о своей виновности в каком-либо преступлении отрицает его и берет

назад свое первое признание, говоря, что факты, в которых он сознался, не

верны, и когда он излагает побудительные причины, заставившие его дать

ложное показание.

51) Отречение (abjuratio). Это проклятие ереси. Формальное отречение

(abjuratio de formal!) произносит лицо, объявленное еретиком в окончательном

приговоре. Сильное отречение (abjuratio de vehementi) касается того, кто

тяжко или сильно заподозрен в ереси. Легкое отречение (abjuratio de levi)

относится в человеку, объявленному находящимся в легком подозрении.