Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

[142] Филиппу II, чтобы упрекнуть его в равнодушии,

и архиепископу Нарбонны и епископу Безье, чтобы заклеймить позором их

поведение, которого они держались по отношению к его легатам {Эти бреве

приведены Манрике под 1205 годом. Гл. 1 и 2.}.

VI. Пьер де Кастельно и Рауль начали поучать еретиков; они имели также

совещание с главарями этих фанатиков, известными под именем совершенных; но

число тех, кого они обратили, было незначительно. Арно, пользуясь

полномочиями, полученными им от святого престола, приказал явиться в нему

двенадцати аббатам своего ордена, выбранным капитулом в 1206 году. Во время

своего пребывания в Монпелье [143] они допустили также к своим работам двух

испанцев, рвение которых побуждало их проповедовать еретикам и которые

впоследствии сделались знаменитыми. Первый, известный под именем Диего

Асевес, был епископом Осмы, возвращавшимся из Рима в свою епархию, а другой

был Доминго де Гусман [144], каноник-монах ордена св. Августина [145] и

помощник приора [146] в кафедральном соборе той же епархии, сопровождавший

епископа в его путешествии. Те и другие обратили нескольких альбигойцев.

Когда испанский епископ решил переправиться через границу, он позволил св.

Доминику остаться во Франции. Диего Асевес умер в Осме 30 декабря 1207 года,

как это значится в его эпитафии {Лоперраэс. Описание епархии Осмы Т. 1.

Статья о Диего; Манрике, под 1206 годом Гл. 1 и сл.; Райнальди. Продолжение

Летописи Барония. Т. I, под годом 1205 и сл.; Флери. Церковная история. Кн.

76. N12 и 27.}.

VII. Крупные феодалы Прованса и Нарбоннской Галлии были тогда почти

постоянно в войне друг с другом. Когда папские легаты потребовали от них

преследования в их владениях упорных еретиков, эти сеньоры им возразили, что

они не могут выполнить приказаний папы вследствие войны, которую они должны

вести против своих соседей. Иннокентий III, осведомленный о происходящем,

послал своим легатам формальное приказание прекратить своим посредничеством

разногласия, приведшие государей и сеньоров этой страны к вооруженному

столкновению, и заставить их всех клятвенно обещаться искоренить ересь и

истребить еретиков в своих владениях. Легаты, верные приказам римской курии,

пригрозили, что отлучат от Церкви тех, кто не будет повиноваться, объявят

интердикт [147] в их владениях, освободят вассалов от присяги на верность и,

наконец, накажут их всеми теми способами, которые Церковь вправе употребить

против непокорных. Действие этой меры устрашило государей, которые, боясь

несчастий более тяжких, чем бедствия войны, отказались на время от обоюдных

претензий и согласились заключить мир.

VIII. Наиболее могущественным из этих государей был Раймонд VI [148],

граф Тулузы. Пьер де Кастельно угрожал ему несколько раз, так как он не

исполнял своих обещаний. Обращение Раймонда с папским посланником было

таково, что подстрекнуло его подданных, еретиков-альбигойцев, убить этого

легата, который 9 марта 1208 года был возведен в блаженные и причислен в

лику мучеников церкви. Папа написал в то же время всем графам, баронам,

сеньорам и дворянам провинций Нарбонны, Арля, Амбрена [149], Экса и Вьенны

[150] в Дофине [151], понуждая их соединить свои силы и выступить против

еретиков; при этом он обещал им те же индульгенции, как если бы они

сражались с сарацинами [152]. В этой экспедиции Иннокентий III назначил

своим легатом епископа Кузеранского [153], которого цистерцианский аббат

должен был сопровождать {См.: папское бреве в Летописи Манрике. Т. III, под

1208 годом. Гл. 2; Райнальди. Продолжение Летописи Барония; Флери. Церковная

история.}.

Статья третья

НАЧАЛО ИНКВИЗИЦИИ В НАРБОННСКОЙ ГАЛЛИИ

I. Война, предпринятая против еретиков-альбигойцев и их покровителя

Раймонда VI, графа Тулузы, совпала с началом инквизиции в 1208 году. Смерть

Пьера де Кастельно возбудила против его убийц пыл большинства католиков

Нарбоннской Галлии. Арно сумел извлечь выгоду из этого момента, чтобы

заставить выполнить приказания, полученные им от папы. Он поручил двенадцати

монахам своего ордена, которые были ему даны в помощь, св. Доминику и,

вероятно, нескольким другим священникам проповедовать крестовый поход против

еретиков; обещать индульгенции тем, кто примет участие в этой войне; взять

на примету тех, кто откажется участвовать в ней; осведомиться,