Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

многих пап с приведением различных скандальных событий из

жизни римской курии. Написанная с большим подъемом, книга страдала местами

некоторыми преувеличениями и подала повод к обвинению Льоренте в искажении

фактов и в умышленном оскорблении памяти многих пап. Льоренте был выслан

сначала из Парижа, а вскоре и из Франции; в три дня он должен был покинуть

страну, которую любил и которой отдал свои лучшие произведения. Спешным

порядком в зимнюю стужу шестидесятисемилетнему старику пришлось переходить

через Пиренейские горы. На этот раз Испания встретила его радушно. Здесь в

1820 г. временно восторжествовала революция и была провозглашена либеральная

конституция. В день ее провозглашения толпа бросилась на здание инквизиции,

ее мрачные тюрьмы были разбиты, орудия пытки сломаны, огромный архив пущен

по ветру. То была, как казалось, последняя минута жизни ужасного судилища. В

тот же день инквизиция была отменена королевским указом. Общественная

радость проявилась во множестве картин, стихов и памфлетов, прославлявших

кончину 'дамы с зелеными свечами'. Для увековечения позорной памяти была

издана на испанском языке в 1822 г. в 11 небольших томах 'Критическая

история испанской инквизиции' Льоренте. Переработать ее с привлечением новых

документов, рассеянных в огромном количестве в разных городах Испании,

Льоренте уже не суждено было - он умер 5 февраля 1823 г., через пять недель

после перехода через Пиренейские горы. И книге его пришлось недолго

пребывать на свободе в Испании; в том же 1823 г. снова восторжествовала

реакция, и Фердинанд VII одним росчерком пера 1 октября отменил все

распоряжения 'так называемого конституционного правительства'. Хотя

инквизиция не была восстановлена с 'должной торжественностью', как того

требовала апостолическая партия, она скромно продолжала существовать под

именем религиозных судов хунт веры (Juntas da fe). 29 сентября 1824 г.

валенсийская хунта арестовала учителя Кайетано Риполя по обвинению в

иудаизме; Риполь утверждал, что суть религии заключается в изречении: 'Не

делай другому того, что не желаешь, чтобы делали тебе'. В течение почти двух

лет томился Риполь в инквизиционной тюрьме, а 1 августа 1826 г. состоялось в

Валенсии торжественное сожжение 'несчастного еврея'. Описание этого сожжения

было дано на основании подлинных документов приблизительно через 55 лет

парижским журналом 'Revue des Etudes Juives'.

Сожжение 1826 г. вызвало в Европе огромное возмущение, и испанское

правительство одновременно с папой Пием VIII приступило к обсуждению вопроса

о судьбе инквизиционных трибуналов. 1 июля 1835 г. религиозным судам было

приказано немедленно прекратить их деятельность. На этот раз отмена

инквизиции была действительно окончательной. В историографии инквизиции

Льоренте принадлежит исключительно большое место; по существу, он является

первым по времени историком инквизиции Испании, так как все предшествующие

труды в этой области лишь с большими оговорками можно считать историческими

исследованиями. В Испании в течение долгого времени ничего вообще не писали

об инквизиции и строго придерживались правила: молчи о короле и инквизиции.

Но когда в годы Реформации появилось в Германии, Нидерландах и несколько

позже в Швейцарии и Франции много резких памфлетов против 'кровавых деяний

страшного изуверства' инквизиционных трибуналов, на сцену выступили

некоторые апологеты инквизиции, пытавшиеся аргументами от религии

опровергнуть 'клевету' протестантов. Последние в своих нападках точно так же

редко пользовались фактическими данными и обычно лишь изливали свои чувства

по поводу существования вообще такого 'чудовища', каким была в их глазах

испанская инквизиция. Наиболее значительным протестантским произведением XVI

в., вызвавшим огромный к себе интерес, была книга Монтануса (псевдоним),

опубликованная на латинском языке в 1567 г. в Гейдельберге под названием

'Практические приемы святой испанской инквизиции'. Монтанус был лютеранином

и вместе с целым рядом единомышленников был привлечен к суду севильским

инквизиционным трибуналом, вероятно, в 1564 г. Ему удалось бежать из тюрьмы,

а в 1565 г. он был сожжен в изображении на торжественном аутодафе. В

'Практических приемах' он описывает все, что он узнал, видел, слышал и

пережил в застенках трибунала, а также злоключения