Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

был доказать папе незапятнанность их

веры; если же они отказались бы его дать, то они должны были подвергнуться

наказанию как еретики {Этот документ можно видеть в Летописи цистерцианского

ордена, составленной Манрике, под 1204 годом. Гл. 2. N 4.}.

II. Успехи, достигнутые Пьером и Раулем в их миссии, показались папе

благоприятной предпосылкой для приведения в исполнение составленного им

плана учредить в католической Церкви независимых от епископата инквизиторов,

которые имели бы право преследовать еретиков как делегаты святого престола.

4 июня седьмого года своего папства (что соответствует 29 мая 1204 года) он

назначил в качестве апостолических легатов аббата цистерцианцев и двух

монахов, Пьера и Рауля. Изложив в своей учредительной булле, под видом

аллегории, несчастия, причиненные беспечностью епископов, и признав, что в

цистерцианском ордене имеется несколько духовных лиц, образованных и полных

рвения, Иннокентий III объявлял аббату, что после совещания с кардиналами

решил поручить ему труд по искоренению ереси, и повелевал ему принять все

необходимые меры, чтобы еретики были приведены вновь в католическую веру, а

те, кто откажется подчиниться, по отлучении их от Церкви были преданы в руки

светской власти. Это наказание должно было сопровождаться конфискацией

имущества и объявлением их самих вне закона. Для облегчения выполнения

приказов святого престола комиссары должны были обязать именем папы короля

Франции Филиппа II [134] и его старшего сына Людовика [135], графов,

виконтов и баронов королевства преследовать еретиков и обещать им в награду

за их рвение к святому учению, что им будут дарованы святым престолом полные

индульгенции, подобные тем, которые получали христиане, лично отправлявшиеся

в Святую землю сражаться с неверными. Чтобы поставить этих трех монахов в

возможность выполнить с успехом поручаемую им миссию, папа облек их всеми

необходимыми полномочиями в церковных провинциях Экса [136], Арля [137],

Нарбонны [138] и в других епархиях, где находились еретики, и дал им право

упразднять или учреждать то, что они найдут нужным для своей цели, а также

для наказания по церковным канонам тех, кто будет этому противиться. Он

только рекомендовал в случаях важных и сомнительных обращаться к святому

престолу и действовать по меньшей мере вдвоем, когда окажется невозможным

действовать всем сообща.

III. Облекая аббата и двух других цистерцианских монахов столь широкими

полномочиями, папа предписывал Филиппу II помогать его уполномоченным в их

предприятии. Он приглашал его конфисковать имущество графов, виконтов,

баронов и других жителей, о которых составилось убеждение, что они

покровительствуют ереси или не прилагают усилий для ее уничтожения, и даже,

если это будет необходимо, послать предполагаемого наследника своей короны,

во главе войска, против еретиков, чтобы устрашить их по крайней мере

светским оружием, если церковные анафемы окажутся бессильными для их

обращения {Бреве, изданные папой по этому случаю, можно видеть у Манрике под

1204 годом. Кн. 2. N 6 и сл.}.

IV. Папские легаты испытали довольно большие затруднения, потому что их

поручение не понравилось епископам. Король Франции не принял в этом деле

участия; графы Тулузы, Фуа, Безье, Комменжа [139], Каркассона [140] и другие

сеньоры этих провинций, видя, что альбигойцы необыкновенно умножились, и

будучи убеждены, что лишь небольшое их число согласится добровольно

обратиться, отказались изгнать людей, потеря которых должна была ослабить

населенность их государств и, следовательно, повредить их собственным

интересам. Эта причина тем более способна была удержать их, что эти еретики

были в общем спокойные и покорные подданные.

V. Когда главный легат цистерцианский аббат Арно (потом бывший

архиепископом Нарбонны) был принужден отлучиться и оставить Пьера и Рауля в

Тулузе одних, последние вскоре заметили, что миссия их не имеет того успеха,

которого они хотели и обещали достигнуть. Пьер, отказавшийся от

архидиаконства в Магелоне [141] для принятия монашества, любил уединение; он

написал папе, прося позволения вернуться в свой монастырь Фонфруад.

Иннокентий III ему отказал в этом и в письме от 26 января 1205 года даже

увещевал его продолжать порученное ему дело с новым рвением. В то же время

он отправил новые бреве: