Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

короля, каким был Альфонс, то что думать о происшедшей в умах

революции? Мартин V, в удовлетворение желания этого государя, 27 марта 1420

года отправил буллу, которою предписывалось провинциалу Арагона учредить, в

силу данных ему полномочий, провинциальную инквизицию в городе Валенсии, а

не довольствоваться посылкой туда комиссаров, как это делали его

предшественники и он сам.

VIII. Провинциал исполнил папское приказание и назначил первым

инквизитором брата Андрея Роса, который начал свою деятельность

преследованием нескольких мавров и евреев, пытавшихся совратить христиан.

Преемником его был брат Доминго Корте в 1425 году, а после него брат Антонио

из Кремоны, духовник королевы. В то время как эти три инквизитора стояли во

главе инквизиции, они покарали множество жителей, принявших учение

вальденсов. То же, по-видимому, произошло на острове Майорка во время

управления брата Педро Мурта, который заступил место брата Бернара Паже

{Монтэйро, История португальской инквизиции. Ч. I. Кн. 2. Гл. 30.}.

IX. В 1434 году в Мадриде умер знаменитый дон Энрико Арагонский, граф

де Тинео, маркиз де Вильена. Так как его образованность ставила его выше

современников, то он приобрел репутацию некроманта [253]. Король Кастилии

Хуан II [254] (который не менее своих подданных был предубежден против

маркиза де Вильены) приказал брату Лопе де Барриентосу, доминиканскому

монаху, преподавателю его сына, принца Астурийского [255], разыскать книги

маркиза и сжечь их, что в действительности и произошло, но не в такой

полноте, чтобы некоторые из них, по признанию самого монаха комиссара, не

ускользнули от проскрипции {См. заметки дона Висенте Ногары, сделанные на

полях Истории Испании, соч. Марианы, изд. в Валенсии. Т. VII. Кн. 20. Гл.

6.}.

X. Писатели приводили этот факт, чтобы установить, что тогда не было

еще в Кастилии инквизиции, и они полагали, что это дело было проведено

епископом Куэнсы {Парома. О происхождении святой инквизиции. Кн. 2. Отд. II.

Гл. 1.}. Это обстоятельство, вместо доказательства их мнения, совершенно ему

противоречит: брат Лопе не был тогда еще епископом Куэнсы и стал им лишь

гораздо позже. В 1438 году он был назначен на епископскую кафедру Сеговии; в

1442 году он перешел в Авилу [256], обменявшись местом с кардиналом домом

Педро Сервантесом, и только в 1444 году по смерти дома Альваро д'Исориа'

{Кольменарес. История Сеювии. Гл. 30; Хуан Мартир Риссо. История Куэнсы. Гл.

9.} он занял епархию Куэнсы. Итак, брат Лопе был лишь доминиканским монахом,

когда король поручил ему разыскать книги Энрико Арагонского, и можно думать,

что он был послан в качестве инквизитора провинциалом Кастилии или Испании.

Может быть, в одном месте толкования на Паралипоменоны, составленного

Альфонсом Тостадо, епископом Авилы, идет речь именно о брате Лопе и других

доминиканцах, когда он говорит: 'В настоящее время между нами находятся

инквизиторы, посланные для преследования ереси и старающиеся обнаружить

виновных' {Л'Абуленсе. Т. VIII его сочинений. - Книги Паралипоменон. Гл. 17.

Вопр. 14.}. Во всяком случае, это положение означает, что при жизни этого

автора в Кастилии были инквизиторы.

XI. Инквизитором Арагона в 1441 году был брат Мигуэль Феррис, а

инквизитором Валенсии брат Мартин Трильес. Мы знаем, что они, каждый в своей

провинции, примирили с церковью некоторых сторонников заблуждения Виклефа

[257] и передали огромное количество их в руки светской власти, приказавшей

сжечь их {Диего. История ордена проповедников или доминиканцев в провинции

Арагон. Кн. 1; Фернандес. Проповеднические состязания. 1440.}.

XII. В 1442 году секта бегардов сделала некоторые успехи в Дуранго, в

Бискайе, в епархии Калаоры. Обвиняли брата Альфонсо Мелью в том, что он

перешел в эту секту и защищал ее; это был монах-францисканец, брат епископа

Саморы [258], дом Хуана де Мелья, который был впоследствии кардиналом. Узнав

об успехах, которыми пользовались еретики, король Кастилии Хуан II послал из

Вальядолида в Бискайю Франсиско де Сориа и своего советника дома Хуана

Альфонса Черино, аббата монастыря Королевская Алькала, чтобы удостовериться

в положении вещей. Мелья, бывший главным вождем еретиков, бежал с

несколькими женщинами в королевство Гранаду [259] и окончил свои дни в

нищете среди мавров. Из еретиков очень