Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

де Альмодовар, де

Ихар, де Нахера, де Оливарес и де Вильяэрмоса; против маркизов: де Авилес,

Альканисес, Ариса, Наррос, Поза, Приего, Сьетеиглесиас и Терранова; против

графов: де Аранда, Атарес, Беналькасар, Кабра, Ласи, Монтеррей, Монтихо,

Мората, О'Рейли, Рикла, Састаго и Трульяс, против баронов и сеньоров: де

Альбатена, Агравьесо, Аррайо, Айербе, Барболес, Бьескас, Кадрейта, Кастели,

Кларавалье, Конкас, Лагуна, Лартоса, Лусеник, Монклус, Пинилья, Пуррой,

Сьетамо и Сисамон, и против многих других детей, братьев и близких

родственников испанских грандов, как, например, дон Педро Кардона,

губернатор и капитан-генерал Каталонии, сын герцога Кардовского; дон Хуан де

Арагон, правнук католического короля; дон Хуан Понсе де Леон, сын графа де

Байлена; дон Луис де Рохас, наследник маркиза де Позы; дон Альваро и дон

Бернадино де Мендоса, из рода герцогов Астурийских; дон Мигель де Гурреа,

близкий родственник герцога де Вильяэрмоса; дон Хаиме Палафокс; маркиз де

Ариса; дон Фадрике Энрикес де Рибера, брат герцога де Алькалы; дон Хуан

Фернандес де Эредиа, сын графа де Фуэнтеса, и других, осужденных в

большинстве своем из-за юридических споров.

Вам станет известно, как инквизиторы дерзнули отлучить от Церкви

епископа Мурсии и безвинно бросить его вместе с одним каноником в тюрьму за

то, что оба чтили короля в лице его прелата. Подобно этому был осужден

епископ Картахены в Америке, который, весьма прозорливо, отказал им в

судебной власти. Они оскорбили епископа Толедо в самом его соборе и увели

оттуда в свои застенки кантора хора и одного каноника прямо в облачении; а в

другой раз в архиепископском соборе Севильи отлучили от Церкви регента и

судей Королевского суда за отказ уступить в нем главенствующее место святому

трибуналу.

Кроме уже сказанного вы узнаете о том, что великий инквизитор и

инквизиционный трибунал не подчинялись буллам Его Святейшества, когда те шли

в разрез с их интересами, ссылаясь на противоречие папских приказов законам

испанского королевства и указам правительства. При этом трибунал, когда

хотел, не подчинялся и королю, грозя несогласным буллами с отлучениями; и,

наконец, иногда инквизиция не подчинялась ни королю, ни папе, и дело втайне

предавалось забвению, как это произошло с буллой Бенедикта XIV, Sollidta et

provida, и указом Карла III, запрещающим объявлять вне закона литературный

труд любого католика без слушания дела в суде под наблюдением короля или, в

случае его смерти или отсутствия, какого-либо иного защитника. Под видом

неразглашения тайны ничего из этого выполнено не было.

Эта тайна и есть душа и суть инквизиционного трибунала, она дает жизнь,

поддерживает и укрепляет его судебную власть; с ней инквизиторы

осмеливаются, скрывая необходимые бумаги, пренебрегать многими судебными

соглашениями Кастилии, Арагона, Каталонии, Валенсии, Майорки, Сардинии и

Сицилии; с ней они возбуждают и поощряют множество скандальных споров лишь

для того, чтобы после снять богатый урожай: аресты и отлучения дворцовых

советников, алькальдов, председателей суда, регентов, судей, прокуроров и

алькальдов королевского апелляционного и окружного судов, главных алькальдов

и коррехидоров городов и районов; с ней же они обманывают (ибо истина - это

часть их тайны) пап, королей, министров, советников, вице-королей,

капитан-генералов и разного рода других должностных лиц, извлекая из дела

бумаги, добавляя, уничтожая и исправляя процессуальные документы перед тем,

как им попасть в руки папы или короля (поэтому из предосторожности их не

нумеровали, как в документах архиепископа Толедо, главного нотариуса

Арагона, и других), что в конце концов привело к неповиновению внутри самой

инквизиции, ведь если великий инквизитор не повинуется королю и не исполняет

его приказы, трибунал инквизиции, в свою очередь, поступает также и с ним,

действуя по своему усмотрению в спорных случаях, а трибуналы провинций в

своих внутренних делах не подчиняются центральному трибуналу. Но в одном они

единодушны - все это делается в атмосфере строгой секретности, ибо без нее

развалилось бы все здание.

Вам станет очевидно, что Фердинанд V использовал иудаизм лишь как

предлог для введения инквизиции, действительной же его целью было узаконить

конфискации, а папа стремился, как обычно, расширить пастырскую