Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

епархиальным епископам как обычным судьям в делах

веры со времени апостолов. Но это совмещалось с мерою, которой папа создавал

уполномоченных инквизиторов и разрешал им действовать против еретиков заодно

с епископами или без них, как это уже происходило и как это увидим

впоследствии. Если декрет не говорит об этом, то надо думать, что, когда

Иннокентий поручил цистерцианскому аббату и его двум товарищам преследование

еретиков-альбигойцев, он еще не думал об основании постоянного учреждения,

предоставив себе сделать это, когда обстоятельства докажут его

необходимость.

VII. Доминиканские монахи и авторы, которые с них списывали, заставили

думать, что в 1215 году-после Латеранского собора папа пожаловал св.

Доминику де Гусману титул апостолического инквизитора для искоренения ересей

и преследования еретиков во всех частях христианского мира, и они заключили

из этого, что св. Доминик был первым великим инквизитором. Но не существует

никакого документа, который доказывал бы правильность этого мнения и

достоверность декларации папы Сикста V [161] в его булле о канонизации св.

Петра-мученика [162], инквизитора Вероны, потому что она почти на четыре

века позже этих событий. Этот исторический вопрос был выяснен епископом

Бадахоса домом Анхело Манрике { Манрике. Цистерцианская летопись. Т. III,

под 1204 годом. Гл. 5.}, и не следует придавать никакого значения

противоположным доводам, выдвинутым Монтэйро, автором Истории португальской

инквизиции {Монтэйро. История португальской инквизиции. Т. I Ч. 1. Кв. 1.

Гл. 57 и cл.}.

Статья четвертая

УСТАНОВЛЕНИЕ ИНКВИЗИЦИИ ПРИ ПАПЕ ГОНОРИИ III В ИТАЛИИ

I. Папа Иннокентий III умер 16 июля 1216 года, не успев дать устойчивой

формы уполномоченной инквизиции, которая была отлична от инквизиции

епископов. Быть может, причиной тому было продолжение войны, которую вели

против альбигойцев: можно также видеть другую причину в оппозиции,

встреченной этим папой в среде Латеранского собора со стороны большинства

епископов. Гонорий III [163] наследовал ему 18 июля и приготовился

продолжать дело, которое начал его предшественник.

II. Иннокентий III отправил св. Доминика де Гусмана обратно в Тулузу с

тем, чтобы он совместно со своими товарищами избрал один из одобренных

Церковью уставов для монашеского ордена, который он собирался учредить. Св.

Доминик выбрал устав ордена св. Августина, к которому он принадлежал уже

давно в качестве каноника Осмы. По возвращении св. Доминика в Рим 22 декабря

1216 года Гонорий утвердил его орден; назначением ордена была проповедь

против ересей.

III. 26 января 1217 года Гонорий написал св. Доминику и его товарищам,

чтобы похвалить их рвение и поощрить продолжать с тем же жаром предприятие,

начатое ими для славы католической религии. Св. Доминик послал несколько

своих монархов в Париж, в Испанию, Италию и в другие королевства.

Неизвестно, были ли они облечены необходимыми полномочиями для отпущения

преступления ереси и для примирения еретиков с Церковью; еще менее известно,

было ли им дано звание уполномоченных инквизиторов святого престола для

борьбы с учениями, противными вере. Историки ордена предполагают это, но не

приводят в подтверждение своего мнения ни одной буллы и ни одного бреве. Я

принимаю их предположение, несмотря на недостаток прямых доказательств,

основываясь на событиях, которые произошли впоследствии и о которых я сообщу

в свое время.

IV. В том же 1217 году папа послал в провинцию Лангедок и Прованс в

звании легата кардинала-священника церкви Св. Иоанна и Св. Павла [164]

Бертрана (а не Бернарда, как его называли многие испанские историки). Он

прибыл с письмами к архиепископам Амбрена, Экса, Нарбонны, Оша и к их

викариям. В этих письмах папа предлагал им точно выполнять то, что предпишет

им легат. Главной целью его миссии было продолжение с новой силой войны

против альбигойцев, поддержание рвения миссионеров, проповедовавших против

ересей, проверка примирения с Церковью обращенных еретиков и наказание

упорствующих. Правдоподобно, что легат был согласен с св. Домиником

относительно посылки в эти провинции монахов его ордена и что он одобрил

решение основателя ордена самому приехать в Рим для ходатайства пред папой о

даровании этим монахам власти уполномоченных инквизиторов