Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

если он окажется клеветником. Этот способ был удобен лишь для

очень небольшого числа доносчиков; им пользовался только смельчак, который

думал, что может погубить своего недруга, не подвергаясь такой же опасности.

Большинство объявляло, что побуждение, которое толкало их делать доносы,

было не чем иным, как боязнью подвергнуться карам, которыми закон угрожал

тем, кто не предаст еретиков святому трибуналу. Они выражали желание, чтоб

их донос сохранялся в тайне, вследствие смертельной опасности, которой они

подвергаются, если он будет известен, и они называли лиц, которых считали

более способными свидетельствовать против оговоренного. Бывали даже такие,

которые заявляли, что их намерение состояло не в том, чтобы выдать

оговоренного за еретика, так как они об этом ничего не знают, а только

сообщить о составившемся от общей молвы впечатлении, что, по-видимому, эти

люди подозрительны в отношении веры. В последнем случае против подсудимых

возбуждалось дело официально.

VIII. Инквизитор допрашивал свидетелей в присутствии секретаря и двух

священников, которым было поручено наблюдать, чтобы показания верно

записывались, или, по крайней мере, присутствовать, когда они были даны,

чтобы выслушивать их при чтении полностью. Это чтение происходило в

присутствии свидетелей, у которых спрашивали, признают ли они то, что сейчас

им было прочитано. Если преступление или подозрение в ереси было доказано на

предварительном следствии, то оговоренного арестовывали и сажали в церковную

тюрьму, в случае если в городе не было доминиканского монастыря, который

обыкновенно заменял ее. После ареста подсудимый подвергался допросу, и

против него тотчас же начиналось дело согласно правилам, причем делалось

сравнение его ответов с показаниями предварительного следствия.

IX. В первые времена инквизиции не существовало прокурора, обязанного

обвинять подозреваемых лиц; эта формальность судопроизводства выполнялась

словесно инквизитором после заслушания свидетелей; сознание обвиняемого

служило обвинением и ответом. Если обвиняемый признавал себя виновным в

одной ереси, напрасно уверял он, что он не виновен по отношению к другим;

ему не разрешалось защищаться, потому что преступление, за которое он был

предан суду, было уже доказано. Его спрашивали только, расположен ли он

сделать отречение от ереси, в которой признавал себя виновным. Если он

соглашался, то его примиряли с Церковью, накладывая на него каноническую

епитимью одновременно с каким-нибудь другим наказанием. В противном случае

он объявлялся упорным еретиком, и его предавали в руки светской власти с

копией приговора.

X. Если обвиняемый отрицал обвинения и предпринимал свою защиту, ему

выдавали копию судебного дела; но этот документ был неполным: в нем были

опущены имена доносчиков и свидетелей, а также те обстоятельства, которые

помогли бы ему их обнаружить. Вначале папы предоставляли на усмотрение

инквизиторов допускать или отказывать в этом сообщении обвиняемым; но

большое количество досадных случайностей, бывших последствием таких

сообщений, заставило верховных первосвященников запретить их раз навсегда.

Впрочем, обвиняемые ходатайствовали об этом весьма редко, потому что при

этом не допускалось отвода ни по какому другому мотиву, кроме случая самой

сильной вражды. Для того чтобы узнать, действительно ли она имеет тут место,

обвиняемого спрашивали, не имеет ли он врагов, с какого времени они

проявились и каковы были мотивы их нерасположения. Ему позволялось также

заявить, не опасается ли он, что кто-нибудь имеет намерение ему вредить. Во

всех таких случаях допускалась улика, и инквизитор считался с ней при

постановлении судебного приговора. Инквизиторы спрашивали иногда

обвиняемого, после его первого показания, не знает ли он таких-то: эти лица

были доносчик и свидетель, что от него скрывалось; если ответ был

отрицательный, он не имел более права их отводить как врагов. С течением

времени всем стало понятно, что эти лица были доносчики и свидетели, и этого

было достаточно, чтобы инквизиторы отказались от этого средства. Обвиняемый

мог отвести самого инквизитора, изложив свои мотивы; если последний

признавал их справедливыми и достаточными, он поручал продолжать судебное

дело третьему лицу; в противном случае суд происходил,