Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

они пожелают обратиться. Сообразно с ответом этих еретиков

с ними устраивались правильные конференции в виде наставления и приведения

их вновь к здравому учению {Законы о еретиках, 40, 41, 52, 55, 62, 64. -

Закон 4-й отдела Пусть святое крещение не... (Ne sanctum baptisma) и

последний закон о религии.}.

V. Когда эти примирительные средства оказывались недостаточными,

прибегали к наказаниям, которые были очень разнообразны. Ученые, которые

вопреки законам преподавали свои вредные доктрины, платили иногда

значительные денежные штрафы {Закон 3-й о еретиках.}, изгонялись из городов

и даже подвергались ссылке {Законы о еретиках, 2,3,13,

14,19,30,31,32,33,34,45,46,52,54,57,58.}. В некоторых случаях их присуждали

к лишению имущества {Там же. 34, 54. Последний закон отдела Пусть святое

крещение не... Nе sanctum baptisma).}. В других случаях они были обязаны

платить в казну сумму в десять фунтов золота {Там же. 21, 39, 65.}, или их

пороли кожаными ремнями и ссылали на острова, откуда они не могли вернуться

{Там же. 32, 53,54, 63.}. Помимо этих наказаний им было запрещено устраивать

собрания, и законы объявляли против нарушителей проскрипцию, изгнание,

ссылку и даже смертную казнь, сообразно с обстоятельствами, точно

определенными в законах {Там же. 4, 34, 36, 45, 51, 52, 58, 63. Последний

закон отдела Пусть святое крещение не... (Ne sanctum baptisma).}.

VI. Исполнение вышеупомянутых императорских декретов было поручено

правителям провинций, магистратам, на обязанности которых было отправление

правосудия, комендантам городов, городским декурионам [27] и высшим

должностным лицам; в случае их небрежности или потворства все они должны

были понести различные наказания {Там же. 4, 11, 12, 24, 30, 40, 45, 48, 52,

65. Закон 4-й отдела Пусть святое крещение не... (Ne sanctum baptisma).}.

VII. Хотя большинство законов против еретиков было установлено папами и

епископами, известными своей святостью, как замечает Годефруа, надо

согласиться, что в их намерение не входило применение законов, которые

заключали смертную казнь: они желали лишь того, чтобы их обнародование

обуздало страхом смелость новаторов. Бывало даже, что они предупреждали их

действие, когда совершение казни казалось неизбежным. Здесь уместно

напомнить то милосердное рвение, с которым св. Мартин [28], епископ Турский,

старался спасти Присциллиана [29] и его приверженцев от высшей меры

наказания, к которой в 383 году решил их присудить император Максим; с этой

целью св. Мартин приезжал в Трир, где усердно просил о помиловании

Присциллиана и добился обещания, что этот еретик не будет казнен. Это

обещание, однако, не было исполнено. Когда св. Мартин, полный доверия к

слову Максима, отлучился, враги Присциллиана удвоили свои старания и сделали

рвение святого епископа бесполезным.

Св. Мартин говорил, что низложение и изгнание являются достаточным

наказанием {Флери. Церковная история. Кн. 18. N29 и 30.}.

VIII. Св. Августин [30] усвоил те же принципы. Когда император Гонорий

[31] в 408 году приказал казнить смертью донатистов [32] вследствие смут,

возбужденных ими в Африке и Риме, епископ Гиппонский [33] написал донату,

проконсулу Африки, что правоверные далеки от желания, чтобы виновных

наказывали особенно строго, что для них достаточно, чтобы донатисты

подверглись умеренным наказаниям, способным их обратить, и умолял доната

применить по отношению к ним кротость и милость {Св. Августин. Письмо 127,

сотое в издании бенедиктинцев конгрегации св. Мавра.}.

IX. Испанская церковь была во всем верна общей дисциплине при

владычестве римских императоров; затем при готах она увидела установление

среди нее могущества ариан [34], но с тех пор, как готские короли приняли

вселенскую религию, законы и постановления испанских соборов знакомят нас с

тем, как испанская церковь пользовалась ими применительно к еретикам.

X. На четвертом Толедском соборе, созванном в 633 году, на котором

присутствовал св. Исидор, архиепископ Севильский [35], занялись еретиками

иудействующими; с согласия короля Сисенанда [36] было издано постановление о

том, что они будут отданы в распоряжение епископов для наказания и

принуждения, по крайней мере страхом, вторично отказаться от иудаизма: у них

должны были