Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

своего рода компенсации пытку и релаксацию, в полной

уверенности, что светский судья не посмеет не послать отпущенного ими на

смертную казнь, так как по государственному закону для составления смертного

приговора ему нужно было иметь только выписку из приговора инквизиторов,

которые предоставляли ему преступника как еретика. Нельзя не удивляться при

виде того, как инквизиторы заканчивали свои приговоры формулой, в которой

они просили судью не применять к еретику смертной казни, тогда как

несколькими примерами было доказано, что если судья, сообразуясь с просьбою

инквизитора, не посылал преступника на казнь, то сам предавался суду как

заподозренный в ереси, на основании распоряжения статьи IX регламента,

гласившей, что подозрение являлось естественным следствием небрежения судьи

в исполнении гражданских законов, направленных против еретиков, хотя бы он

был обязан присягой их соблюдать. Эта просьба была, следовательно, пустой

формальностью, диктуемой лицемерием, которого одного было бы достаточно для

опозорения трибунала святой инквизиции.

II. Приговоры, выносимые инквизиторами, налагали на виновных штрафы и

личные наказания, которые разнообразились в зависимости от обстоятельств и

свойства судебного дела. Таковыми были: полная или частичная конфискация

имущества, пожизненное или временное тюремное заключение, изгнание или

ссылка, бесчестие, потеря должностей, почестей и званий и лишение права на

них претендовать; наконец, все, установленное декретами святого престола и

соборов или гражданскими законами. Светский судья не имел права расследовать

преступление, за исключением только случаев, когда виновный предавался в

руки светской власти; в других случаях инквизитор исполнял должность

церковного судьи, назначая кару отлучения от Церкви, снятия монашества,

запрещения священнослужения, лишения сана или отнятия церковных доходов, и,

кроме того, исполнял функции судьи светского, присуждая к наказаниям

гражданским и светским. Эта вторая часть приговора имела силу лишь с

согласия светской власти, которая редко противилась его исполнению и,

молчаливо одобряя его, дала укорениться обычаю, сделавшемуся в конце концов

обычным правом трибунала инквизиции.

III. Виновные, которые делали отречение как тяжко заподозренные в

ереси, никогда не приговаривались к пожизненному заключению; срок этого

наказания был ограничен, и проступки, которые им вменялись, должны были быть

важными и многочисленными {Эймерик. Руководство для инквизиторов. Ч. III, о

пятом способе вершения суда.}.

IV. Если подозрение было очень сильно, обвиняемый присуждался к тюрьме

до конца своих дней или, по крайней мере, на значительный срок. Однако

инквизиторы могли сократить этот срок, когда опытность их позволяла им

верить, что узник воодушевлен истинным раскаянием. Эта мера основана на том,

что во всех случаях окончательного приговора за судьями сохранялось право

усилить или смягчить наказание. Это доказывает, что их полномочия

простирались за пределы приговора, вопреки принципам уголовного права, по

крайней мере в первой инстанции {Там же, о шестом способе вершения суда.}.

Если предметом отречения была формальная ересь, то назначалось непременно

пожизненное заключение, несмотря на право судей смягчать наказание или

избавлять от него {Там же, о восьмом способе вершения суда.}.

V. Среди наказаний, налагаемых на осужденных, надо считать наказанием

ношение одежды кающегося, известной в Испании под названием санбенито [288],

что является искажением слова saco bendito (благословенный мешок). Настоящее

его название по-испански было самарра. Первое название сделалось

общенародным, потому что со времен евреев мешком называли покаянную одежду,

как мы это видим в истории царя Ахава и некоторых других лиц в Библии [289].

До XIII века обычно освящали мешок, который должны были носить лица,

присужденные к публичному покаянию, и это дало мешку название

благословенного. Это был кафтан, застегнутый подобно священнической сутане;

он был принят инквизицией со времени ее учреждения, до того как соборы в

Безье, Тулузе и Таррагоне сделали о ней постановление. Так, св. Доминик де

Гусман обрядил в него еретиков, примиренных с Церковью, как это доказывает

документ, привести который здесь я считаю полезным, чтобы дать понятие об

обычае