Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

Римскую империю, возложив императорскую корону на голову Карла

Великого [53]. При этом торжестве, происходившем в Риме, Карл был

провозглашен первым императором восстановленной монархии.

III. Когда папы почувствовали себя в состоянии оказывать столь большое

влияние на общественное мнение, они стали употреблять его, смотря по

обстоятельствам, для сохранения и расширения своего владычества. Пипин и

Карл Великий, которые так превосходно служили папской политике, не

предвидели, как пагубен будет для их преемников пример, который они давали,

склоняя Стефана II освободить французов от присяги в верности Хильдерику III

и короновать Пипина. Эта церемония состоялась 28 июля 754 года в Сен-Дени

[54]. После установления доктрины, что папам принадлежит право освобождать

подданных от присяги в верности, все короли, очевидно, должны были оказаться

в необходимости угождать папам, чтобы не подвергнуться опасности в один

прекрасный день разделить участь Хильдерика III. Последующие события нам

покажут, насколько доктрина была благоприятна для учреждения инквизиции.

IV. Другое мнение, утвердившееся в эти времена невежества, не меньше

повлияло на усиление папского могущества и на судьбы инквизиции. Создалось

убеждение, что отлучение от Церкви само по себе производит все последствия,

связанные с бесчестием, не только для христианина, которого оно поражает, но

и для всех, кто с ним имеет какое-либо общение. До этой поры отлучение от

Церкви направлялось лишь против еретиков; теперь сами гражданские законы

стали подвергать виновных бесчестию, и христиане поверили, что каждый

отлученный - опозоренный человек. Большинство людей принадлежало к тем

варварам, у которых сохранилось учение друидов [55], по которому галлам

запрещалось приходить на помощь тому, кого эти жрецы отлучили как

нечестивого и ненавистного богам; даже запрещалось иметь с ним общение под

страхом считаться согрешившим перед небом и недостойным общества людей

{Цезарь. О галльской войне. Кн. 6. Гл. 13.}. Христианские священники,

заставшие этот взгляд установившимся, сочли ненужным бороться с ним, потому

что он давал особую силу церковным отлучениям. Таким образом, соединяя это

верование с верой в свою власть освобождать народы от присяги на верность

государям, папы в результате получали в свое распоряжение самые

могущественные средства для низвержения королей, когда те отказывались слепо

повиноваться их велениям. К счастью, папы средневековья не додумались еще до

установления особых лиц, на которых бы возлагалась обязанность

удостоверяться в правоверии христиан. Вследствие этого продолжали следовать

прежнему правилу церкви по отношению к еретикам, прилагая усилия к их

обращению либо путем частных собеседований, либо чтением и сообщением

сочинений, в которых излагалось здравое учение; но когда эти средства

оказывались недостаточны, еретики осуждались то соборами, то властью

епископов.

V. Феликс, епископ города Урхеля [56] в Испании, вместе с Элипандом,

архиепископом Толедским, впали в ересь, утверждая, что Иисус Христос как

человек является сыном Божиим лишь по усыновлению. Феликс вернулся к

церковной вере, но спустя некоторое время впал вновь в ту же ересь, хотя и

произнес свое отречение на Регенсбургском соборе в 792 году и в Риме перед

папой Адрианом [57]. Франкфуртский [58] собор 794 года осудил его; его

взгляды были опровергнуты разными испанскими богословами, между прочим

Этерием из Осмы и Беатом де Льеваной. Такое поведение Феликса, как это

видно, заслуживало большого порицания; однако на соборе 799 года в Риме к

нему было выказано такое уважение, что папа Лев III не захотел отлучить его

от Церкви безусловно и произнес против него анафему лишь на тот случай, если

бы он отказался вторично отречься от ереси. В том же году Карл Великий

поручил нескольким епископам и аббатам вернуть Феликса к церковному

единению. Богословам удалось это предприятие, и епископ Феликс вторично

отрекся от ереси на соборе в Ахене [59], не понеся другого наказания, кроме

низложения и лишения епископского сана {См.: Общее собрание; Флери.

Церковная история. Кн. 45.}.

VI. Император Михаил [60], вступив в 811 году на престол Восточной

империи, в первый год своего царствования возобновил все