Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

27. Если он женится, соблюдая обычаи, предписываемые законом Моисея.

28. Если он совершает руайа - обряд, состоящий в приглашении на обед

своих родственников и друзей накануне дня отъезда; его называют обедом

разлуки. - Какое широкое поле для личной злобы! Это правило заставило бы в

наши дни принять за евреев множество христиан, которые следуют этому обычаю,

совсем не думая о Моисеевом законе.

29. Если он носит на себе ладанки, употребительные у евреев. - У

христиан встречается своего рода подражание этому в привычке, общей многим,

носить самим и заставлять своих детей носить модель санбенито и другие

предметы подобного рода, с тем же намерением.

30. Если при выпекании хлеба он берет часть теста и сжигает ее в знак

жертвы, по примеру евреев, которые приносят Богу в жертву кусок теста, как

начатки им принадлежащих благ.

31. Если в смертный час он повертывает лицо к стене или если его

кто-нибудь другой кладет в такое положение раньше, чем он испустит дух. -

Этот обычай был свойствен евреям, как доказывает пример царя Езекии. Но если

это действие есть признак иудаизма, мы можем узнать у докторов, а также у

больных и находящихся в агонии, каким образом приходится умирать большинству

христиан.

32. Если он вымыл или велел вымыть теплою водою тело умершего человека;

если он приказал побрить его лицо, подмышки и другие части тела; если он

распорядился похоронить его в новом саване, в штанах, рубашке и накидке;

если он положил под его голову подушку из свежей земли или вложил монету в

рот.

33. Если он обращался к мертвым со словами похвалы или читал над ними

печальные стихи. Это напоминает обычай евреев произносить речь или стихи в

похвалу умерших. - Можно ли это счесть за ересь? Что думать тогда о

надгробных речах и о речах академических?

34. Если он разливал из кувшинов или другой посуды воду в доме умершего

и в соседних с ним домах, чтобы согласоваться с обычаем евреев.

35. Если он садился позади двери покойника в знак траура; если он ел

рыбу и оливки вместо мяса, чтобы почтить его память.

36. Если он остается дома в течение года после похорон кого-либо, чтобы

доказать свою скорбь. - Это, по-видимому, не должно было доставить

инквизиции много жертв.

37. Если он велел похоронить умершего в нетронутой земле или на

еврейском кладбище.

X. Легко усмотреть, насколько многие из этих статей смешны и нелепы,

другие несправедливы и почти все дышат произволом. Факты, обозначенные как

улики иудаизма в статьях 4, 5, 6, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 25,

26, 28, 29, 31, 32, 33, 34, 35 и 36, до такой степени двусмысленны, что,

собранные вместе, они с трудом составили бы в наше время простую презумпцию;

взятые отдельно, они не могут быть законно вменены никому, потому что по

своей сущности они ничего не означают.

XI. Все эти статьи доказывают искусство, с которым инквизиторы

принялись за дело, чтобы породить обстоятельства, способные убедить королеву

Изабеллу, что в Испании, в особенности в епархиях Севильи и Кадикса,

действительно существует очень большое число иудействующих еретиков. Если бы

все новохристиане после совершения столь невинных самих по себе вещей с

достаточным основанием могли быть признаны за еретиков, то инквизиторам было

бы легко принять свои преувеличения за неопровержимые истины. Но здравая

критика нашего века далека от того, чтобы извинить личный интерес и

лицемерие, которые двигали пружинами этой жестокой политики. Какой пользы

можно было ожидать от учреждения, которое началось таким образом? Легко было

предвидеть последствия этого; история их изложит, а вместе с ними и всю

правду об инквизиции, которую важно знать людям.

Статья четвертая

ПЕРВЫЕ КАЗНИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

I. Средства, столь пригодные для умножения числа жертв, не могли не

произвести ожидаемого от них эффекта. Поэтому трибунал начал вскоре свои

жестокие экзекуции. 6 января 1481 года он приказал сжечь шесть осужденных,

26 марта того же года семнадцать, а месяцем позже еще большее число. 4

ноября того же года двести девяносто восемь новохристиан уже подверглись

казни сожжения, семьдесят девять обвиняемых были ввергнуты в ужасы

пожизненного заключения, и все это произошло в одном городе Севилье, на

жителей которой пали первые удары кровавого трибунала.