Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

Памплоны и брата Педро де

Леодегариа, доминиканского монаха {Парома О происхождении святой инквизиции.

Кн. 2. Отд. II. Гл. 2.}.

XXI. Как кажется, папа вознамерился ввести инквизицию в Кастилию

посредством бреве, выпущенного в 1236 году и адресованного епископу Пален

сии {Реестр писем Григория IX. Кн. 10. Письмо 182; Райнальди. Церковная

летопись, продолжение Барония под 1233 годом. N 59.}. Дом Лука из Туи

сообщает, что св. Фердинанд III носил лично дрова, назначенные для сожжения

еретиков {Дом Лука из Туи. Всемирная летопись, о св. Фердинанде; Пульгар.

История Паленсии. Т. II. Кн. 2, у дона Тельо.}. До такой степени общий дух

этого века извратил наиболее чистые евангельские мысли у людей выдающегося

благочестия, каковы святые короли Фердинанд кастильский и Людовик IX

французский. Эти государи, являвшиеся честью трона и религии, повелевали эти

поступки, увлекаемые избытком своей добродетели и горячею ревностью по вере.

XXII. Мы не знаем ничего верного о происходившем тогда в Португалии;

по-видимому, в течение XIII века там не было постоянной инквизиции, кроме

епархий Таррагоны, Барселоны, Урхеля, Лериды и Хероны, которые были смежны с

Южной Францией, где это учреждение было во всей своей силе.

Статья вторая

УСПЕХИ ПРЕЖНЕЙ ИСПАНСКОЙ ИНКВИЗИЦИИ В ТЕЧЕНИЕ XIV ВЕКА

I. Когда доминиканские монастыри в Испании размножились, главный

капитул ордена издал в 1301 году указ о разделении их на две провинции:

первая в честь имени и загробной памяти будет называться Испанской

провинцией и будет заключать Кастилию и Португалию; вторая получит название

Арагонской и будет составлена из королевств Валенсия, Каталония, Руссильон

[216], Серданья, Майорка, Минорка [217] и Ивиса [218]. Эрнандо де Кастильо

говорит, что наименование Испании было дано преимущественно Кастилии из

уважения к памяти святого первоначальника инквизиции Доминика де Гусмана,

родившегося в Калеруэге, в епархии Осмы в Кастилии. Этот автор не говорит, к

какой провинции принадлежала Наварра; но мы узнаем от Монтэйро, что она

зависела от Арагонской провинции. {Кастильо. История ордена св. Доминика. Ч.

II Гл. 2; Монтэйро. Ч. I. Кн. 2. Гл. 23.}

II. Небесполезно было решить, какой из двух провинций будет

принадлежать имя и достоинство Испанской провинции, потому что

обозначавшийся этим именем провинциал до того времени обладал множеством

апостолических и королевских привилегий, и надо было знать, на чью долю

выпадет это могущество. Одним из этих прав была власть испанского

провинциала назначать монахов своего ордена на должность инквизиторов. Этой

должности настойчиво домогались, несмотря на множество инквизиторов, убитых

при исполнении своих обязанностей, так как эта опасность компенсировалась

очень широкой властью, которою они пользовались, тем уважением, которым они

были окружены, а также теми привилегиями, которые были присвоены их

должности, и тем вниманием, которое оказывали их личности государи, епископы

и должностные лица. Такое отношение к ним было основано на многих папских

бреве и некоторых королевских указах, опубликованных Эймериком и Франсиско

Пеньей, его комментатором.

III. Таким образом, право назначать апостолических инквизиторов,

которые должны быть отправляемы в провинции, было присвоено или, вернее,

сохранено именно за провинциалом доминиканцев Кастилии, которому было дано

имя провинциала Испании. Тем не менее провинциал Арагона также претендовал

на право назначения инквизиторов в города своей провинции; надо признать,

что его претензия имела основание, потому что бреве папы Иннокентия IV от 9

июня 1246 года, о котором я говорил в предыдущей статье, даровав генералу

ордена доминиканцев власть назначать инквизиторов, удалять и даже устранять

тех, которые назначены папой, прибавляет, что то же право принадлежит

провинциалам и что они могут пользоваться им в своих провинциях.

IV. В 1302 году брат Бернардо был инквизитором Арагонской провинции; он

был назначен братом Ромео Алеманом, последним провинциалом всей Испании. В

1267 году папа Климент IV объявил, что должность инквизитора не прекращается

со смертью того, кто его назначил {См.: гл. 10 О еретиках шестой книге

декреталий.}, вследствие чего Бернардо в этом году справил несколько

аутодафе, приведя к примирению с церковью многих еретиков