Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

отнимать детей и освобождать их рабов {Толедский собор. Канон

59, у Агирре в третьем томе.}.

XI. В 655 году девятый Толедский собор более подробно установил способ,

которым подобало карать еретиков. Он издал канон о том, что крещеные евреи

обязаны праздновать христианские праздники вместе с епископами и что те,

которые не подчинятся этому правилу, будут присуждены к наказанию кнутом или

к посту, смотря по возрасту виновных{Канон 17 у Агирре.}.

XII. Гораздо более суровости было проявлено по отношению к тем, кто

вернулся от христианства к язычеству, и мы видим, что король Рекаред I [37]

предложил на третьем Толедском соборе 589 года поручить священникам и

светским судьям разыскивать и искоренять этот род ереси, наказывая виновных

соразмерно с их преступлением, не применяя, однако, смертной казни {Третий

Толедский собор. Канон 16.}.

XIII. Эта мера строгости показалась недостаточной, и двенадцатый

Толедский собор 681 года, на котором присутствовал король Эрбигий, решил,

что виновный дворянин подвергнется отлучению от Церкви и изгнанию, а раб

должен подвергнуться наказанию кнутом и быть отдан своему господину

закованным в цепи; а если его господин не сможет за него отвечать, то он

делается собственностью короля, чтобы получить назначение, которое будет

сочтено надлежащим {Канон 11 в собрании Агирре.}.

XIV. В 693 году шестнадцатый Толедский собор, собранный в присутствии

короля Эгики [38], прибавил к уже установленным мерам закон, согласно

которому сопротивляющийся усилиям епископов и судей уничтожить

идолопоклонство и покарать идолопоклонников должен быть отлучен от церкви и

наказан штрафом в три фунта золотом, если он дворянин; а если он человек

низкого происхождения, то должен получить сто ударов кнутом, быть обрит и

лишен половины своего имущества {Канон 2 в собрании Агирре.}.

XV. Рецесвинт, царствовавший от 663 до 672 года, установил против

еретиков особый закон, который безразлично лишал их почестей, должностей и

имуществ, которыми они пользовались, если это были священники, и прибавлял к

этим наказаниям пожизненное изгнание для светских людей, если они

отказывались отречься от ереси {Закон 2 в Собрании готских законов. Кн. 2.

Отд. II, О еретиках.}.

Статья третья

ТРЕТЬЯ ЭПОХА - ОТ VIII ВЕКА ДО ПЕРВОСВЯЩЕННИЧЕСТВА ГРИГОРИЯ VII

I. В IV, V, VI и VII веках духовенство получило от императоров и

королей множество привилегий, и в некоторых особых случаях судебная власть

стала правом епископата. Эти приобретения и лжедекреталии, появившиеся в

VIII веке [39], освященные, так сказать, почти всеобщим невежеством,

последовавшим за вторжением варваров, доставили римским первосвященникам

такое влияние на христианские народы, что все вообразили, будто папский

авторитет безграничен и звание наместника Иисуса Христа дает ему право

повсюду приказывать все, что ему заблагорассудится, не только в делах

церкви, но и в делах исключительно светских.

II. В 726 году, когда римляне выгнали своего последнего герцога

Василия, папа Григорий II [40] завладел гражданским управлением Рима и

получил помощь от палатного мэра [41] Карла Мартелла [42] против

лангобардского короля [43], который хотел владычествовать в этой столице.

Его преемник Григорий III [44], который также нуждался в помощи Мартелла,

думал получить ее, предложив ему звание римского патриция, как будто бы он

имел право раздавать это звание. Захария [45], вступивший на престол св.

Петра в 741 году, в трактатах, заключенных им с лангобардским королем,

держал себя как светский владыка. Узнав о событиях, происходивших во

Франции, он в силу власти, которой считал себя облеченным, разрешил Пипину

[46], сыну Карла Мартелла, принять титул короля Франции, лишив этого титула

Хильдерика III, законного государя [47]. Он послал к Пипину и его брату

Карломану [48] священника Сергия, чтобы запретить им войну против Одилона

[49], герцога Баварии. Стефан II [50], избранный папою в 752 году, поехал во

Францию, короновал там Пипина как законного государя монархии и употребил

помощь, оказанную этим государем, на сохранение своей светской власти над

Римом против лангобардского короля Астольфа [51], намеревавшегося лишить его

этой власти. Наконец, Лев III [52] в день Рождества 800 года восстановил

Западную