ОШО

Пустая лодка. Беседы по высказываниям Чжуан Цзы (Ч

собой само великолепие жизни. Вы можете человека любить,

но вы не можете его обратить. Если вы пытаетесь обращать, то вы

пытаетесь манипулировать, управлять. Тогда человек становится

средством, а вы эксплуатируете его, пользуетесь им.

Диалог возможен, когда ваше 'я' говорит с 'ты', когда другой

любим, когда за этим всем не стоит идеологии. Другой просто

любим, и христианин он или индуист -- значения не имеет. Это и

есть дружба -- и друзья могут обсуждать жизнь, потому что

возможен диалог.

Один сказал:

'Могут ли люди жить вместе, не зная ничего об этом,

трудиться вместе, но ничего не производить?

Могут ли они витать в облаках

и позабыть навеки, что это такое -- жизнь?'

Он не предлагает теории, он лишь затрагивает вопрос. И

запомните, вы можете поднимать вопрос двумя способами. Иногда вы

поднимаете вопрос только потому, что вам необходимо снабдить им

ответ, а ответ этот у вас уже есть -- вы задаете вопрос, просто

чтобы ответить на него. Тогда этот вопрос не настоящий, он

фальшив. Ответ на него уже давно готов. Этот вопрос -- всего

лишь трюк, он риторический; он не реален, не подлинен.

Вопрос подлинен тогда, когда у вас нет ответа, когда вы

спрашиваете, -- но не для того, чтобы подвергнуть ответ

сомнениям и привести свои аргументы, как вы часто задаете вопрос

только лишь из желания подобающе выглядеть, -- подлинный вопрос

оставляет вас пустым, просто открытым, приглашающим,

заинтересованным.

Один сказал:

'Могут ли люди жить вместе, не зная ничего об этом?..'

Мы, живя вместе, никогда не знаем, что же это за состояние такое

-- 'вместе'. Вы можете годы прожить вместе и так и не узнать,

что значит 'быть вместе'(togetherness).

Повсюду в мире -- люди всегда живут вместе, никто не живет в

одиночку: мужья живут с женами, жены с мужьями, дети с

родителями, родители с друзьями; все живут вместе. Все время

проходит в совместной жизни, в контактах, в бытии вместе, но

знаете ли вы что такое -- 'быть вместе'?

Прожив рядом с женой лет сорок, вы, возможно, не жили вместе с

ней ни единого мгновения. Даже в то время, когда вы занимаетесь

с ней любовью, вы можете думать о совершенно посторонних вещах.

Тогда вас нет рядом с ней, тогда это занятие любовью -- просто

механическое действие.

Рассказывают, что однажды Мулла Насреддин пошел в кино с женой.

Они были женаты уже, по меньшей мере, лет двадцать. А шел как

раз один из этих знойных иностранных фильмов! И вот, когда они

выходили из кинотеатра, жена спросила его: 'Насреддин, ты

никогда не любил меня так, как любят эти актеры в кино. Почему?'

'Ты что, с ума сошла? Знаешь, сколько им за это платят?' --

воскликнул Насреддин.

Люди продолжают жить друг с другом безо всякой любви, потому что

вы любите только тогда, когда это того ст'оит. Да и как можете

вы по-настоящему любить, если вы любите лишь при условии, что

получаете что-то взамен? Любовь при этом тоже становится

объектом торговли; тогда она -- уже не взаимоотношения, не

совместная жизнь душа в душу, она перестает быть праздником. Вы

не испытываете счастья, будучи с другим, в лучшем случае -- вы

просто терпите другого.

Жена Муллы Насреддина была при смерти, и врач сказал ему:

'Насреддин, мне придется быть с тобой откровенным; в такие

моменты лучше говорить правду. Твою жену спасти не удастся.

Болезнь зашла слишком далеко; я делаю все возможное, но ты

должен быть готов ко всему. Не терзай себя, прими это, это

судьба. Твоей жене остается жить не больше суток'.

'Да ладно. Если я смог выдержать с ней столько лет, так я могу

потерпеть еще несколько часов!' -- ответил ему Насреддин.

Самое большее -- мы терпим. А когда вы мыслите в понятиях

терпимости, -- вы страдаете, ваша совместная жизнь -- это

сплошное страдание. Вот почему Жан Поль Сартр заявляет: 'Другой

-- это ад...' Да вы с другим просто страдаете, он ставит вас в

зависимость от себя, он подавляет вас. Он является причиной

забот, проблем, неприятностей, и вы теряете свою свободу, вы

утрачиваете ваше счастье. И тогда все это становится заведенным

порядком, привычкой, просто терпимостью. Когда вы другого

терпите, как же вы можете познать красоту, прелесть совместной

жизни? И в самом деле, ведь ее у вас никогда и не было.

Браки почти всегда бывают неудачны, потому что супружество

подразумевает торжество совместной жизни, жизни душа в душу. Это

не свидетельство о заключении брака. Никакой ЗАГС не может

выдать вам эту самую семейную жизнь; никакой священник не может

преподнести