ОШО

Пустая лодка. Беседы по высказываниям Чжуан Цзы (Ч

утром'. Они могли бы многому поучиться у Чжуан Цзы. Но

тогда революции бы не было. Так что же в итоге изменилось?

Капиталисты исчезли, не стало богатых, не стало бедных. Прежних

классов больше не существовало. Но изменились только названия.

Появились новые классы. До этого были богатые и бедные,

капиталисты и пролетариат -- теперь стали начальство и

подчиненные. Но расстояние, различие, пропасть между ними

остались теми же. Ничто не изменилось. Только теперь капиталиста

вы зовете начальником!

Те, кто изучал революцию в России, говорят, что это не

социалистическая революция, это революция управления. Между

двумя классами остается та же пропасть, та же дистанция, а

бесклассового общества как-то так и не появилось.

Чжуан Цзы очень смеялся бы. Он бы рассказал эту историю. Что вы

сделали? Управляющий, начальник получил власть; подчиненные,

управляемые -- остались власти лишены.

Индусы говорят, что кто-то всегда будет власть имущим,

управляющим, а кто-то всегда будет подчиненным. Существуют

шудры(sudras) и кшатрии(kshatriyas); это не

просто названия, это типы людей. Индусы разделили общество на

четыре класса и они утверждают, что общество никогда не сможет

быть бесклассовым. Это не вопрос общественного договора,

соглашения -- существуют четыре типа людей. Пока вы не измените

сам этот тип, никакая революция не поможет.

Они утверждают, что есть тип трудящихся, работников -- шудры,

которые всегда останутся управляемыми. Если никто ими не

управляет, они будут в растерянности, они будут несчастны. Они

нуждаются в ком-то, кто распоряжается, приказывает, они

нуждаются в ком-то, кому они могут подчиняться, они нуждаются в

ком-то, кто может взять на себя всю ответственность. Они не

готовы принять ответственность. Таков этот тип. Если начальник,

управляющий неподалеку, то только тогда люди этого типа будут

работать. Если начальства нет, он будут попросту сидеть сложа

руки.

Управляющий может быть тонким, очень специфическим явлением,

даже невидимым. Например, в капиталистическом обществе управляет

мотив выгоды. Шудра работает не потому, что он любит работу, не

потому, что работа -- его хобби, не потому, что это творчество,

но потому, что ему нужно кормить себя и свою семью. Если он не

будет работать, кто его накормит? Мотив выгоды, материальной

заинтересованности, голод, тело, желудок -- вот что подталкивает

его, управляет.

В коммунистическом обществе этот мотив, этот стимул не работает.

Там приходится ставить видимых, осязаемых управляющих. Говорят,

что в сталинской России на каждого гражданина было по

милиционеру; иначе было бы трудно управлять, потому что мотива

выгоды, стимула материальной заинтересованности больше не было.

Необходимо его заставить, необходим приказ, к нему постоянно

должны придираться, только тогда шудра станет работать.

Всегда существует тип бизнесмена, торговца, который наслаждается

деньгами, богатством, самим процессом накопления. Он будет это

делать -- как он это будет делать, значения не имеет. Если

доступны деньги, он будет собирать деньги; если деньги

недоступны, тогда он будет собирать марки. Но он будет это

делать, он будет собирать, копить. Если марки недоступны, он

будет собирать последователей -- но собирать он будет! Ему нужно

оперировать числами. Он будет иметь десять тысяч, двадцать тысяч

последователей, миллион последователей. Это такое же

высказывание, как и то, что у него миллион рупий!

Обратите свой взор к вашим садху -- чем больше у них

последователей, тем более они велики. Таким образом,

последователи -- это ничто иное, как счета в банке. Если никто

не следует вам, то вы никто -- тогда вы бедный гуру. Если

множество людей, толпы следуют за вами, тогда вы богатый гуру.

Что бы ни произошло, бизнесмен будет собирать. Он будет считать.

Такая материальность, вещественность -- сверхматериальна, она

дана свыше.

Есть воин, который будет воевать -- по любому поводу. Он будет

сражаться, сражение у него в крови. Из-за наличия людей такого

типа мир не может жить в мире. Это невозможно. Раз в каждые

десять лет должна быть большая война. И если вы хотите избежать

больших войн, тогда пусть у вас будут небольшие, локальные

войны, но итог останется тем же. Из-за атомных и водородных бомб

большая война стала почти невозможна. Вот почему по всему миру

столько горячих точек, внутренних конфликтов: во Вьетнаме,

Кашмире, Бангладеш, Израиле, множество мелких войн, но итог

будет тем же. За пять тысяч лет человек участвовал в пятнадцати

тысячах