ОШО

Пустая лодка. Беседы по высказываниям Чжуан Цзы (Ч

я' -- это истинное 'я'. Когда

лодка пуста, только тогда, в первый раз, в этой лодке -- вы.

А величайший человек -- никто.

Так получилось, что Будда отрекся от королевства. И он

отправился искать из одного леса в другой, из одного ашрама в

другой, от одного мастера к другому, идя пешком. До этого он

никогда не ходил босиком, но теперь он был просто нищим. Он

проходил по берегу реки, ступая по песку, и на влажном песке

остались следы его ног.

Пока он отдыхал в тени дерева, их увидел астролог. Астролог этот

возвращался из Каши, где обучался наукам. Он достиг

профессионализма в астрологии, абсолютного совершенства, и

теперь, поскольку он стал великим специалистом в астрологии, он

возвращался обратно в свой город, чтобы заняться практикой. Он

взглянул на эти следы на мокром песке и забеспокоился: 'Эти

следы не могут принадлежать обыкновенному человеку, гуляющему по

песку босиком в такое жаркое лето, в полдень! Эти ступни

великого императора, чакравартина(chakravartin)'.

Чакравартин -- это император, который правит всем миром. Все

признаки указывали на то, этот человек был чакравартин,

император всего мира шести континентов. И с чего это чакравартин

станет ходить босиком по песку в такой жаркий летний полдень?

Это было исключено!

У астролога были с собой его самые ценные книги. Он решил: 'Если

возможно такое, то значит я должен выбросить все эти книги в

реку и навсегда забыть астрологию, потому что это абсурд. Это

абсолютно, совершенно исключено -- встретить человека со стопами

чакравартина. Раз в миллионы лет человек становится

чакравартином, и что этому чакравартину здесь делать?'

Поэтому он пошел по следам, чтобы отыскать того, кто их оставил,

и увидел Будду, сидевшего, отдыхая, под деревом с закрытыми

глазами, и тогда он пришел в еще большее смущение. Астролог

совершенно растерялся, потому что лицо Будды тоже было лицом

чакравартина. Но этот человек выглядел нищим, и чаша для

подаяния была тут же, рядом с ним, он был одет в лохмотья. Но

лицо Будды было лицом чакравартина, так что же астрологу

оставалось делать?

'Я совершенно сбит с толку, облегчи мое положение. -- сказал он.

-- У меня только один вопрос, который я хотел бы задать. Я видел

следы твоих ног и изучил их. Они должны принадлежать

чакравартину, великому императору, который правит всем миром,

его королевство -- вся земля, но ты -- нищий. Так что же мне

теперь делать? Должен ли я выкинуть все мои астрологические

книги? Двенадцать лет моих усилий в Каши были потрачены зря и те

люди, которые обучали меня, -- дураки. Я зря растратил самую

важную часть моей жизни, так успокой меня. Скажи мне, что же мне

делать?'

'Не стоит переживать. -- ответил Будда. -- Это не повторится.

Возьми свои книги, отправляйся в город, начинай заниматься своей

практикой и не думай обо мне. По рождению я должен был бы быть

чакравартином. Эти мои следы отражают мое прошлое'.

Все ваши следы отражают ваше прошлое -- линии на вашей руке,

вашей ладони, несут ваше прошлое. Вот почему астрология,

хиромантия -- всегда правдивы, когда речь идет о прошлом, но

никогда так не правдивы в отношении будущего и уж абсолютно

ложны, когда дело касается будды, поскольку отбросивший прошлое

движется в неведомое -- вы не в силах предсказать его будущее.

Будда объяснил: 'Ты не столкнешься больше с человеком, от

которого столько хлопот. Не волнуйся, это не повторится, считай

это исключением'.

Но астролог попросил: 'Еще несколько вопросов. Скажи мне, кто же

ты такой: это действительность или мне все это снится?

Чакравартин, сидящий, как нищий? Кто ты? Не переодетый ли ты

император?'

'Нет', -- ответил Будда.

Тогда астролог спросил: 'Но лицо твое столь прекрасно, столь

умиротворенно, столь полно внутренней тишины. Кто ты? Не Ангел

ли ты, сошедший из Рая?

Будда ответил: 'Нет'.

Тогда астролог обратился к нему со словами: 'Наверное, так

спрашивать невежливо, но при виде тебя этот вопрос возникает сам

собой. Человек ли ты? Если ты не император, не чакравартин, если

ты не _дэва_ из рая, то человеческое ли ты существо?'

И Будда объяснил: 'Нет, я -- никто. Я не принадлежу ни к какой

форме, ни к какому имени'.

'Теперь ты еще больше озадачил меня. Что ты имеешь в виду?' --

воскликнул астролог.

Это как раз то, что имел в виду Будда:

А величайший человек -- никто.

Вы можете быть кем-то, но вы не можете быть кем-то величайшим.

Всегда где-нибудь в мире найдется кто-нибудь еще, кто более

велик. Но кто этот