ОШО

Пустая лодка. Беседы по высказываниям Чжуан Цзы (Ч

все равно как пытаться объяснить, что

такое время. Я могу говорить о нем, но если вы просите его

определить, объяснить, что это такое, я теряюсь'.

Поспрашивайте людей: 'Что такое время?'('What is the time?'

(англ.) -- букв.: 'Сколько времени?', другой вариант перевода:

'Что такое время?'). Они посмотрят на часы и ответят. Но если вы

действительно спрашиваете: 'Что такое время?'('What is the

time?'), если вы спрашиваете определение, объяснение, тогда часы

не помогут.

Можете ли вы определить время? Никто никогда не видел его, его

невозможно увидеть. Если вы оглядываетесь, следите за ним, оно

уже прошло; если вы думаете о нем, то его еще нет. Когда вы не

думаете, когда вы не смотрите, не следите, когда вы просто есть,

то есть и оно. Вы живете его, живете им, живете в нем. И святой

Августин прав: 'Бога можно пережить, но нельзя увидеть'. Время

тоже можно пережить, прожить, но увидеть его нельзя. Время -- не

философское понятие, оно экзистенциально (просто существует).

Бог тоже не философичен, он экзистенциален. Люди живут им, но

если вы настаиваете на определении, на объяснениях, они

промолчат, они не смогут ответить. И если вы можете быть в этом

моменте, в настоящем, то двери всех таинств откроются вам.

Так отбросьте все желания, протрите глаза, успокойтесь

внутренне, откажитесь от всех стремлений, даже от стремления к

Богу. Все стремления -- это одно и то же, к роскошному лимузину,

к Богу, к большому дому -- нет никакой разницы. Стремление --

это всегда стремление. Не стремитесь -- просто будьте. Даже не

смотрите -- просто будьте! Не думайте! Пусть будет этот момент,

а вы в нем, и внезапно у вас появится все -- ибо появится жизнь.

Вдруг все начинает изливаться на вас, и тогда этот момент

становится вечностью, и тогда время перестает существовать.

Теперь всегда -- сейчас. Это сейчас никогда не заканчивается,

никогда не начинается. Но теперь вы в нем, а не снаружи. Вы

вошли, вы влились в целое, вы поняли, кто вы есть.

Теперь постарайтесь понять сутру Чжуан Цзы о потребности

побеждать. Из чего рождается эта потребность --

_побеждать_? Все стремятся к победе, стремятся к выигрышу,

но почему возникает эта потребность побеждать?

Вы ни под каким видом не созн'аетесь, что вы уже победили: что

вы оказались живы. Вы уже победитель и ничто большее невозможно,

все, что может быть, уже есть у вас. Вы уже император, и не

нужно завоевывать никакого королевства. Но вы не понимаете

этого, вы не видите красоты жизни, уже доставшейся вам. Вы не

ведаете тишины, мира, не осознаете того блаженства, которое уже

есть.

А поскольку вы не осознаете этого своего внутреннего

королевства, вы постоянно ощущаете потребность в чем-то большем,

в какой-нибудь победе, чтобы доказать, что вы не нищий.

Однажды Александр Великий явился в Индию -- чтобы побеждать,

разумеется. Если вам не надо побеждать, то вы никуда не пойдете.

Зачем утруждать себя? И в Афинах было прекрасны, ни к чему было

бы отправляться в такую даль.

По пути он прослышал, что на берегу реки живет мистик, Диоген. А

Александру много о нем рассказывали. В те дни, особенно в

Афинах, на устах были два имени -- одно из них было: Александр,

другое было: Диоген. Они были двумя противоположностями, двумя

полярностями. Александр был императором, пытающимся создать

королевство, которое распростерлось бы от одного края земли до

другого. Он хотел владеть всем миром; он был завоевателем,

человеком, стремящимся к победе.

А Диоген был полной его противоположностью. Он жил голым, ни

одной вещью он не владел. Вначале у него была чаша для подаяния,

он пил из нее воду и иногда пользовался ею, чтобы просить подать

ему еды. Но как-то раз он увидел собаку, лакающую воду, и

немедленно выбросил прочь свою чашу, воскликнув: 'Если собаки

пьют прямо так, неужели же я не смогу? Собаки настолько разумны,

что они могут обходиться без посуды. Я, должно быть, совсем

сдурел, что таскал с собой эту чашу, она -- пустое бремя'.

Он принял ту собаку в качестве учителя и пригласил пса жить с

ним, раз тот был столь разумен. Ведь пес указал ему, что чаша

его была ненужной ношей -- сам он не сознавал этого. И с тех пор

пес остался с ним. Они спали вместе, вместе ели. Тот пес был его

единственным другом.

'Почему ты дружишь с этим псом?' -- задал кто-то Диогену вопрос.

'Он разумнее так называемых человеческих существ, -- ответил

тот. -- Я был гораздо глупее, пока не встретил его. Наблюдая за

ним, изучая его, я стал более чутким, восприимчивым.