ОШО

Пустая лодка. Беседы по высказываниям Чжуан Цзы (Ч

неограниченная

энергия. Истощенный, как можете вы петь? Пение -- это всегда

переполнение. Мертвый настолько, насколько вы сейчас мертвы, как

же вы можете молиться? Лишь когда вы полностью, абсолютно живы,

благодарность поднимается, выплескивается из сердца,

признательность захлестывает вас. Эта благодарность, эта

признательность -- и есть молитва.

Хватит на сегодня.

7

ТРОЕ ДРУЗЕЙ

Раз трое друзей обсуждали жизнь.

Один сказал:

'Могут ли люди жить вместе, не зная ничего об этом,

трудиться вместе, но ничего не производить?

Могут ли они витать в облаках

и позабыть навеки, что это такое -- жизнь?'

Трое друзей переглянулись

и расхохотались.

Не было у них объяснений,

и от этого дружба их только крепла.

Потом один из друзей умер.

Конфуций послал ученика,

чтобы помочь другим двоим воспеть его доблести на его похоронах.

Когда тот ученик пришел,

один из друзей уже сочинил песню,

а другой аккомпанировал ему на лютне.

'Эй, Сунг Ху, куда ж ты ушел?

Эй, Сунг Ху, куда ж ты ушел?

А ушел ты туда, где на самом деле уже был,

а мы здесь -- будь оно все проклято! Мы все еще здесь!' --

пропели они.

Тогда ученик Конфуция

накинулся на них со словами:

'Могу ли я поинтересоваться, где нашли вы такое

в правилах обряда погребения,

этот фривольный напев

в присутствии усопшего?'

Двое друзей переглянулись

и рассмеялись:

'Бедняга,

он не знает новой литургии!'

ТРОЕ ДРУЗЕЙ

Первое, что надобно отметить относительно жизни -- это то, что

она не имеет объяснения. Она существует в своем абсолютном

великолепии, но у нее нет объяснения, она необъяснима. Она есть

-- как таинство, а если вы попытаетесь ее объяснить, вы упустите

ее. Ее вы не объясните, но сами вы станете совершенно слепы в

результате ваших объяснений.

Философия -- это враг жизни. Самая неприятная вещь, какая только

может произойти с человеком, -- он попадет в переделку,

погрязнув в объяснениях. В тот самый момент, как вы решаете, что

вы можете что-то объяснить, жизнь покидает вас, вы уже мертвы.

Это звучит как парадокс. Смерть можно объяснить, но жизнь

объяснить невозможно; потому что смерть -- это нечто

законченное, завершенное, а жизнь -- это постоянно

продолжающаяся история; жизнь всегда в пути, смерть уже прибыла.

Когда что-либо достигнуто и завершено, вы можете это объяснить,

вы можете определить это. Но когда что-то все еще продолжается,

происходит, процесс не завершен, то это означает, что с

неведомым еще только предстоит встретиться на пути.

Вы можете знать прошлое, но вы не можете знать будущего. Вы

можете построить теорию прошлого, но как вы можете построить

теорию будущего? Будущее -- всегда открытие, бескрайнее,

бесконечное открытие, и оно продолжает открываться и

открываться. И поэтому, когда вы объясняете, то объяснение

всегда касается того, что мертво.

У философии полно объяснений на все случаи жизни. Поэтому ни

одна философия не может быть достаточно живой, и вряд ли вы

сумеете найти кого-нибудь мертвее, чем философы. Жизнь

отступила, жизнь покинула их. Они -- это одряхлевшие, дряблые от

старости головы, как мертвые камни. Они производят много шума,

но в нем нет музыки жизни. У них есть множество объяснений, но

они совершенно позабыли, что в руках у них остались одни лишь

объяснения.

Объяснение -- оно как сжатый кулак. Жизнь -- как раскрытая

ладонь. Они абсолютно различны, и когда кулак плотно сжат, в нем

нет неба, в нем нет воздуха, нет пространства для дыхания. Вы не

можете зажать небо в кулак. Кулак упустит его. Небо есть там,

где рука раскрыта, там оно доступно. Объяснение -- это хватание,

сжимание кулака, определение -- это жизнь, вытекающая сквозь

пальцы.

Даже смех больше, чем любая философия, и когда кто-то смеется

над жизнью, он понимает ее. И поэтому все те, кто действительно

обладал знанием, смеялись. Смех их можно расслышать даже спустя

века. Видя Будду, держащего цветок в руке, Махакашьяпа

рассмеялся. Его смех слышно и сейчас. Те, у кого есть уши, чтобы

слышать, слышат этот смех, словно река, непрерывно струящийся

вниз сквозь столетия.

В монастырях Дзен в Японии ученики все еще продолжают спрашивать

своих мастеров: 'Скажи нам, Мастер, почему Махакашьяпа

рассмеялся?' Но те из них, кто более чуток, говорят: 'Скажи нам,

Мастер, почему Махакашьяпа все смеется?' Они используют

настоящее, а не прошедшее время, и говорят, что мастер ответит

вам,