ОШО

Пустая лодка. Беседы по высказываниям Чжуан Цзы (Ч

только лишь когда он увидит, что вы можете слышать смех

Махакашьяпы. Если вы не в состоянии расслышать его, то вам

ничего о нем не рассказать -- это невозможно.

Будды смеются вечно. Вы не можете слышать их потому, что вы сами

лишили себя такой возможности. Если вы видели будду, вы могли

заметить, что он серьезен, но серьезность эта спроецирована,

привнесена. Это ваша собственная серьезность -- вы используете

будду, как экран. Поэтому христиане и утверждают, что Иисус

никогда не смеялся. Это звучит, как полная нелепица. Конечно,

Иисус смеялся и смеялся он так от души, так полностью отдаваясь

этому, что все его существо, вся его жизнь, несомненно,

обратилась в смех -- только вот ученики его не смогли этого

смеха расслышать. Они, само собой разумеется, остались закрыты,

глухи, спроецировав на Иисуса свою собственную серьезность.

Увидеть Иисуса на кресте смогли -- потому что все вы живете в

таком страдании, что можете видеть одни лишь страдания. А вот

если Иисус рассмеется, то это пропустят мимо ушей. Это так

противоречит жизни, это так не вписывается в нее. Смеющийся

Иисус вас не устраивает, он становиться странным, чужим.

Но на Востоке все было иначе, и в Дзен, и в Дао смех достиг

своей кульминации. Это стало полной противоположностью

философии.

Философ серьезен потому, что считает жизнь головоломкой и

полагает возможным найти ее решение. Он трудится, корпит над

жизнью своим умом, - и становиться все более и более серьезным.

Чем больше он упускает жизнь, тем он становиться серьезнее и

мертвее.

Даосы -- Лао Цзы и Чжуан Цзы -- говорят, что, если вы можете

смеяться, если вы можете ощутить звонкий смех, исходящий из

самой сердцевины вашего естества, а не просто изображать

вежливую улыбку на своем лице, если вы способны расслышать смех,

доносящийся из самых глубин вашего сердца, распространяющийся,

расходящийся волнами повсюду вкруг вас, переполняющий,

захлестывающий вселенную, -- то смех этот даст вам первый

проблеск сияния жизни. Жизнь -- это таинство.

У Чжуан Цзы такой смех молитвенен, потому что с ним вы

принимаете жизнь, не ища ей объяснений. Как можно найти

объяснение жизни? Мы -- часть ее. Так как же может часть найти

объяснение целому? Как может часть изучать целое? Как может

часть препарировать, разделять целое? Как может часть идти

впереди целого?

Объяснение означает, что вы должны трансцендировать,

профанизировать, лишить таинства то, что пытаетесь объяснить --

но тогда вы должны существовать до того, как оно, объясняемое,

начало существовать, до того, как оно появилось, и вы должны

продолжать существовать после того, как это объясняемое

прекратит свое существование. Вы должны свободно передвигаться

вокруг и вне его, тогда вы можете его определить, объяснить; и

вы должны разобраться в нем, проанализировать его -- тогда вы

можете проникнуть в самую его суть. Анатом может найти

объяснение, -- не жизни, но трупу. Все медицинские определения

жизни глупы, потому что анатом препарирует, и к тому времени,

когда он делает свои выводы и заключения, жизни уже нет, есть

только труп, мертвое тело. Все объяснения посмертны, жизни в них

уже нет.

Теперь даже ученым стало известно о таком удивительном явлении,

что, когда вы исследуете человеческую кровь, она не может быть

такой же точно, какой была, когда текла в сосудах живого

существа. Тогда она была жива, она обладала иным качеством;

теперь, когда она в пробирке, она мертва. Это не та же самая

кровь, потому что основного качества -- жизни -- в ней больше

нет. И со всеми объяснениями происходит то же самое.

Цветок, когда он на дереве, -- иной из-за того, что жизнь --

принимающая форму цветка жизнь -- протекает в нем. Когда вы

срезаете его с растения, забираете его в лабораторию, исследуете

его, этот цветок уже совсем другой. Не обманывайтесь его внешней

видимостью. Теперь в нем уже нет жизни. Вы можете узнать

химический состав цветка, но это не объяснение, не понимание.

У поэта подход иной, не через препарирование, но через любовь,

не через обрывание цветов с деревьев, но, скорее, через слияние

с цветком, пребывание с ним в глубокой любви, в мистерии

участия. Он участвует в ней, и тогда он познает нечто новое; но

только это не объяснение. Поэзия не может быть объяснением, но в

ней есть проблеск, отголосок истины. Она истиннее любой науки.

Понаблюдайте: когда вы влюблены в кого-то, сердце ваше бьется

иначе. Ваш любимый, ваша любимая будут прислушиваться к вашему

сердцу: оно бьется по-другому.