ОШО

Пустая лодка. Беседы по высказываниям Чжуан Цзы (Ч

Бога, и, что бы вы ни делали, вы до него

доберетесь. Поэтому Чжуан Цзы никогда не говорит о Боге;

разговор здесь ни к чему, он не нужен. Он говорит лишь о том,

как выявить в вас целостность. О святости говорить бессмысленно.

Когда вы становитесь цельны, когда вы становитесь едины, вы

становитесь святым. Когда ваши части, ваши составляющие

растворяются в едином, ваша жизнь обращается в молитву. Но они

никогда не говорят о молитве, это ни к чему.

Спонтанность, живущая как целое... Если вы хотите жить, как

целое, то вы не можете ничего планировать. Кто будет

планировать? Вы не можете решать на завтра, вы можете жить

только здесь и сейчас. Кто будет решать? Если вы решаете, то

рождается разделение; теперь вам придется манипулировать. Как вы

будете планировать? Будущее неизвестно, а как вы можете

планировать неизвестное? Если вы планируете неизвестное, то

планирование опирается на опыт прошлого. Это значит: мертвое

будет контролировать, распоряжаться живущим. Прошлое мертво, но

прошлое продолжает руководить будущим -- поэтому вам так все

надоело. Это естественно, так и должно быть. Скука исходит из

прошлого, потому что прошлое умерло, но оно все еще пытается

воздействовать на будущее.

Будущее -- это всегда приключение, но вы не даете ему стать

приключением. Вы планируете его. Однажды спланированная, ваша

жизнь катится по накатанной колее. Она -- не река.

Когда вы находитесь в колее, вы знаете, что вы делаете, что

происходит. Все это -- лишь повторение уже пройденного. Кто

будет планировать? Если планирует ум, ум всегда привязан к

прошлому. Жизнь нельзя спланировать, потому что, планируя, вы

совершаете самоубийство.

Жизнь может быть только незапланированной, движущейся от случая

к случаю в неизвестное. Ну чего вы боитесь? Почему вы так

пугаетесь незапланированной неизвестности? Вы всяко будете там,

чтобы реагировать на ситуацию; что бы ни случилось, что бы ни

происходило, вы все равно попадете туда, в будущее, и будете

поступать в соответствии с ним. Чего же вы боитесь? Зачем это

все планировать?

Страх появляется потому, что вы не уверены: попадете вы в

будущее, или нет. Вы настолько бессознательны, что у вас нет

уверенности ни в чем. Вы вообще ничего не воспринимаете.

Если у вас намечается важный разговор на работе, то вы до

мельчайших подробностей строите планы в уме: что сказать, как

сказать, как войти в офис, где стоять, куда сесть. Но зачем? Вы

будете там, тогда вы и сможете поступать соответственно.

Но вы сомневаетесь в себе, вы настолько невосприимчивы к

окружающему, вы настолько бессознательны, тупы, что вы не

знаете, не уверены -- если вы не все запланируете, а вдруг

что-нибудь пойдет не так. Если вы бдительны, чутки -- тогда

никаких проблем. Вы будете там, в будущем, и чего бы ни

потребовала сложившаяся ситуация, вы сможете реагировать в

соответствии с ней.

И помните, что все это планирование не поможет, потому что если

вы не сможете быть сознательным, не сможете быть пробужденным,

ориентироваться в ситуации, которую вы планируете, то тогда это

планирование тоже делается во сне. А если вы повторяете одно и

то же запланированное действие множество раз, оно становится

механическим, и тогда, если возникает какая-то проблема,

какой-то вопрос, вы можете реагировать автоматически. Ответ

заготовлен, вы не нужны. Это модель, закрепленное клише, вы

просто повторяете его; вы превращаетесь в механическое

устройство, вы не нужны вообще. Можно дать ответ, он имеется в

памяти; если вы многократно им пользовались, то вы знаете, что

на него можно положиться.

Из-за планирования жизнь становиться все более и более

неосознанной, и чем более вы бессознательны, тем больше вам надо

планировать. Еще задолго до физической смерти вы мертвы. Живой

значит: отвечающий соответственно ситуации, воспринимающий.

Живой значит: что бы ни происходило, я буду там и буду

реагировать в соответствии с этим, и реакция эта будет исходить

от меня, а не из памяти. Я не буду к этому готовиться.

Видите, какое получается несоответствие, когда христианский

миссионер или христианский служитель, священник, готовит свою

проповедь.

Я однажды побывал в теологическом колледже. Там они готовят

своих священнослужителей, своих священников -- пять лет

обучения. Так я поинтересовался у них, а где подготовили и

обучили Иисуса, кто научил его, как надо говорить.

Конечно, эти христианские священники мертвы, все у них

распланировано. Когда вы говорите то-то и то-то, нужно сделать

определенный