ОШО

Пустая лодка. Беседы по высказываниям Чжуан Цзы (Ч

невозможное для ума -- это оставаться

посередине, оставаться уравновешенным. А метаться из одной

крайности в другую -- это то, что легче всего. Такова природа

ума -- двигаться от одного полюса к противоположному полюсу.

Постарайтесь очень глубоко это понять, прочувствовать, потому

что, пока вы не поймете этого, ничто не сможет указать вам путь

к медитации.

Такова природа ума -- двигаться от одной крайности к другой. Он

основан на отсутствии равновесия. Если вы уравновешены, ум

исчезает. Ум напоминает болезнь: когда вы разбалансированы -- он

есть, когда вы в равновесии -- его нет.

Вот почему для человека, который чревоугодничает, так легко

перейти к голоданию. Это кажется нелогичным, поскольку что мы

считаем, что человек, для которого еда стала навязчивой идеей,

не в силах начать голодать. Но вы не правы. Только человек,

страдающий манией еды, может голодать, потому что голодание --

эта та же идея, та же мания, только в противоположном варианте.

В действительности вы при этом не меняетесь. Еда для вас так и

остается навязчивой идеей. До этого вы объедались; теперь вы

голодаете -- но ум продолжает фокусироваться на проблеме еды,

только на ее противоположной крайности.

Человек, который чрезмерно занимался сексом, может очень легко

перейти к воздержанию, к целибату. Это нетрудно. Но придти к

правильной диете -- это для ума сложно, самое трудное для ума --

это оставаться посередине.

Почему же так сложно держаться середины? Это очень похоже на

маятник. Он отклоняется вправо, потом движется влево, потом

опять вправо, затем опять влево; весь механизм часов зависит от

этого движения. Если маятник останавливается посередине,

останавливаются часы. Но когда маятник качнется вправо, вы

думаете, что он движется только вправо, а в это самое время он

набирает импульс, разгон для движения влево. Чем больше он

отклонится вправо, тем больше он наберет энергии, чтобы

направиться влево, к противоположному. Когда он движется влево,

он снова набирает инерцию, чтобы отклониться вправо.

Когда вы объедаетесь, вы набираете импульс, чтобы удариться в

голодание. Когда вы слишком предаетесь сексу, рано или поздно,

брахмачарья (brahmacharya), целибат, призовут вас.

И то же самое происходит с противоположным полюсом. Пойдите и

спросите ваших так называемых садху (sadhus), ваших

бхикку (bhikkus), саньясинов. Они поставили себе задачу

-- оставаться в целибате, теперь их умы накапливают импульс,

чтобы ринуться в секс. Они сделали своей целью голодание и пост,

а их умы постоянно думают о пище. Когда вы слишком много думаете

о еде, это указывает на то, что вы набираете импульс для нее.

Мышление означает накопление инерции. Ум начинает подготавливать

противоположное.

Во-первых: куда бы вы ни двигались, вы движетесь также и к

противоположному. Противоположное скрыто, оно не очевидно.

Когда вы любите кого-нибудь, вы накапливаете инерцию для того,

чтобы его ненавидеть. Вот поэтому только друзья могут стать

врагами. Вы не можете вдруг стать врагами до тех пор, пока не

побываете сперва друзьями. Те, кто любит друг друга, ссорятся,

воюют. Лишь любящие могут ссориться и воевать, потому что, пока

вы не полюбили, как можете вы ненавидеть? Пока вы не отклонились

к самому краю влево, как можете вы двинуться вправо? Современные

исследователи утверждают, что так называемая любовь -- это

отношения близкой, интимной вражды. Ваша жена -- ваш близкий

враг, ваш муж -- ваш близкий враг, -- оба близки и враждебны.

Эти исследователи выглядят противоречивыми, нелогичными из-за

того, что нам это кажется странным: как же близкий человек может

быть врагом; как тот, кто является другом, может быть также и

врагом?

Логика поверхностна, жизнь же проникает глубже, и в жизни все

противоположности объединены вместе, они сосуществуют. Помните

это, потому что тогда медитация становится уравновешивающей.

Будда учил восьми правилам, и в каждом правиле он использовал

слово 'правильный'. Он говорил: 'Пpедпpинимайте пpавильные

усилия, ибо очень просто переходить от действия к бездействию,

от бодрствования ко сну, трудно же -- оставаться посередине'.

Когда Будда использовал слово 'правильный', он подpазумевал: 'Не

устремляйтесь к противоположному, оставайтесь в самой середине'.

Питайтесь пpавильно -- он никогда не призывал голодать. Не

потворствуйте перееданию и не потворствуйте голоданию. Он

советовал: 'Стpемитесь к пpавильному питанию. Правильное питание

означает, что вы находитесь посередине'.

Когда вы стоите