ОШО

Пустая лодка. Беседы по высказываниям Чжуан Цзы (Ч

ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ

Язык Ошо неповторим. В своих беседах Он предельно краток и

каждое Его слово наполнено глубочайшим смыслом. Поэтому нам

не представляется возможным суметь передать в переводе всю

музыку звучания Его речи. Ограниченные конечными сроками

издания книги, мы вынуждены были пойти на компромисс, и

стремились сохранить хотя бы самые внешние и очевидные

смысловые слои, часто в ущерб удивительной краткости и

немногословности Мастера. Поэтому мы хотим извиниться перед

читателями за возможно неудачные обороты, не всегда точную

передачу игры слов и другие 'шероховатости' предлагаемого

перевода.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Как слова могут передать то послание, что лишено слов? Что можно

сказать о просветленном Мастере? Суть послания за пределами слов

парадоксальна; и Ошо, и Чжуан Цзы просят нас принять парадокс,

отложить в сторону ум и логику и стать пустыми. Только когда мы

избавимся от наших обусловленностей, идей и ожиданий -- наших

эго -- их просветление может стать нашим собственным.

Чжуан Цзы тысячелетие назад, и Ошо сегодня -- они объединяются в

заговоре сделать нас никем, пустыми сосудами, способными принять

бессловесное, вечное, которое воплощают они.

В этих лекциях Ошо делает очевидным для нас то, что в нашем

нынешнем состоянии бытия-делания для лишенного слов в нас просто

не находится места, где оно могло бы присесть и отдохнуть. И оно

ждет там, внутри нас, хоть одного свободного уголка;

поглощенность заботами, наши планы -- закрывают дверь, и мы

упускаем его. Но при всяком усилии добраться до этой пустоты мы

сталкиваемся с парадоксом -- усилия и амбиции лишь подпитывают

эго и обрекают нас на полную неудачу. Так что же мы можем

сделать?

Ошо говорит нам, что ничего делать как раз и не надо, все

делание исходит от эго. Но мы можем находиться в состоянии

восприимчивости, мы можем быть открытыми и принимать все

существование, все происходящее. Обходя наш критический ум, Его

слова просачиваются в нас, в самую сердцевину нас, в самую душу,

и мы становимся подобны пустым лодкам.

Размышлять над этими словами, над их значением -- это путь к

замешательству. Ошо использует противоречие, как технику, и с ее

помощью ему удается обратиться и достучаться до всех типов

личности. Он знает каждую причуду и поворот наших эго, каждый

трюк нашего ума. Он на много шагов впереди нас. Ошо отнюдь не

пытается обратить нас в рабов Своих правил, наоборот, Он никому

враг. У него столько любви к нашей обезьяньей природе, что все

Его усилия направлены на то, чтобы помочь нам осознать наши

порабощения и вырваться из подчинения им. Он шокирует,

вытряхивает нас из наших удобных клеток, чтобы мы могли через

пробужденность и осознанность понять и изменить их.

Вы сомневаетесь во мне, но вы никогда не сомневаетесь в

себе, потому что как только ум начинает сомневаться в себе, он

сразу же перестает существовать. Раз возникло само-сомнение, то

основание разбито, ум утратил свою уверенность. Раз вы начинаете

подвергать сомнению ум, то, рано или поздно, вы сорветесь в

бездну медитации.

При чтении Ошо самое большее, что можно сделать -- это быть

восприимчивым, позволить невысказанному посланию проникнуть в

нас, затесавшись между слов.

'Но я утверждаю, что смогу помочь вам, потому что я не

специалист, не эксперт, я не посторонний. Я путешествовал по той

же самой тропе... Я прошел через то же, что и вы -- через то же

страдание, ту же муку, через такие же ночные кошмары. И что бы я

ни делал, все это лишь для того, чтобы убедить вас -- убедить

избавиться от вашего безумия.

Где бы вы ни были, я бывал там, и повсюду, где побывал я,

можете быть и вы. Вглядитесь в меня так глубоко, как только

возможно, и почувствуйте меня так глубоко, как только сможете,

потому что я -- ваше будущее. Я -- ваше возможное'.

Ма Прэм Парас

ОБ ОШО

Большинство из нас живут в мире времени: в воспоминаниях о

прошлом и в предвкушении будущего. Лишь иногда мы прикасаемся к

безвременного потоку настоящего -- в моменты внезапной красоты

или внезапной опасности, при встрече с любимым человеком или с

какой-то неожиданностью. Очень немногие сумели покинуть этот мир

времени и ума, амбиций и конкуренции, и смогли начать жить в

мире, лишенном времени. И лишь единицы из них пытались

поделиться своим опытом с другими. Лао Цзы, Гаутама Будда,

Боддхидхарма... или -- ближе к нашим дням -- Георгий Гурджиев,

Рамана Махарши, Кришнамурти... Современники считали их либо

чересчур эксцентричными, либо сумасшедшими,