ОШО

Пустая лодка. Беседы по высказываниям Чжуан Цзы (Ч

акта он начинает думать о

противоположном, которое вновь рождает вкус к сексу.

Жестокий насилия начинает думать о ненасилии, тогда он легко

может снова стать жестоким. Человек, часто впадающий в гнев,

вечно думает о незлобливости, о всепрощении, он всегда решает

больше не сердиться. Это решение помогает ему вновь начать

злиться.

Если вы действительно не хотите опять приходить в ярость, не

решайте идти против гнева. Взгляните на сам этот гнев и

посмотрите на саму тень этого гнева, которая, как вы думаете, --

всепрощение. Взгляните на секс, и на тень секса, которая, по

вашему мнению, -- брахмачарья, целибат. Это как раз негатив,

другая крайность, полное отсутствие секса. Посмотрите на

переедание, и на тень его -- голодание. Голодание всегда следует

за перееданием; чрезмерному преданию греху всегда предшествуют

обеты целибата; напряжение всегда наступает после каких-либо

техник медитации. Посмотрите на них всех вместе, почувствуйте,

как они соотносятся друг с другом; они -- части одного процесса.

Если вы сможете это понять, то медитация получится у вас. На

самом деле ничего не нужно делать, это проблема понимания. Это

не усилие, не что-то, что необходимо создавать, развивать,

взращивать. Это надо очень быть глубоко понять, осознать.

Понимание дает свободу. Осознание работы всего механизма ума --

это трансформация. Тогда внезапно часы останавливаются, время

исчезает: и с этой остановкой часов исчезает и ум. Если время

остановилось -- где вы? Лодка пуста.

Теперь обратимся к сутре Чжуан Цзы:

Человек, познавший Дао, действует без помех,

действиями своими не вредя ни единому существу,

хоть и не мыслит себя добрым и мягким.

Человек, познавший Дао, действует без помех...

Вам всегда что-нибудь мешает, противоположное всегда

присутствует в вас, создавая помехи; вы -- не поток.

Если вы любите, то ненависть всегда присутствует, мешая. Если вы

движетесь, то что-нибудь сдерживает вас; вы никогда не движетесь

полностью, тотально, что-то всегда остается, движение не цельно,

не абсолютно. Вы шагаете одной ногой, а другая твердо стоит на

месте. Разве так возможно двигаться? Это сплошная помеха.

И эта помеха, это непрерывное движение одной части и

недвижимость другой, -- ваша мука, ваше озабоченность. Почему вы

так сильно мучаетесь? Что рождает в вас такое беспокойство?

Почему, что бы вы ни делали, блаженства не наступает? Блаженства

может достигнуть только целое, часть -- никогда.

Когда ничто не мешает движению целого, то само движение

превращается в блаженство. Блаженство -- это не что-то,

приходящее откуда-нибудь извне, это чувство, которое возникает,

когда все ваше существо приходит в движение, и само движение

этого целого -- блаженство. Это не нечто происходящее с вами,

это то, что возникает в вас, это гармония вашего существа.

Если вы разделены -- а вы всегда разделены: полу-движение,

полу-неподвижность, половина говорит 'да', половина твердит

'нет', половина влюблена, половина ненавидит, вы -- распавшееся

королевство, этакая гражданская война -- в вас постоянно

присутствует конфликт.

Ученики Баал Шема записывали все, что бы он ни сказал, и Баал

Шем частенько повторял: 'Я знаю -- все, что вы пишите, это не

то, говорю я. Вы услышали одно, я же сказал абсолютно другое, а

пишете вы, между тем, что-то третье. А если взглянуть на то, что

имелось в виду, это опять-таки будет нечто иное. Вы никогда не

будете делать того, что написали, делать вы будете совсем другое

-- у вас получатся фрагменты, обрывки, а не интегрированное

существование.

Откуда взялись эти обрывки?

Слышали вы историю про многоножку? Многоножка гуляла на своей

сотне ног -- поэтому ее и называют многоножкой. Это чудо --

гулять, имея сотню ног, даже с одной-то парой управляться так

непросто! А справиться с сотней ног -- это и вправду почти

невозможно. Но многоножке это удавалось!

Лисе стало любопытно -- а лисы всегда любопытны. Лиса в

фольклоре являет собой символ ума, интеллекта, логики. Лисы --

великие логики. Лиса посмотрела, она изучила, она

проанализировала, она не могла этому поверить. 'Постой! --

попросила она. -- Я тебя хочу спросить. Как ты управляешься со

столькими ногами, и как ты решаешь, какую ногу за какой надо

переставлять? Сотня ног! Ты ходишь так плавно. Как у тебя

получается такая гармония?'

'Я ходила всю жизнь и никогда не задумывалась об этом, --

ответила многоножка. -- Дай, я подумаю'.

И вот она закрыла глаза и впервые она стала разделена: