ОШО

Пустая лодка. Беседы по высказываниям Чжуан Цзы (Ч

Он живет в

'здесь и сейчас', не заботясь ни о чем, ничем не владея. И он

так счастлив, что, не имея ничего, он имеет все. Я не настолько

доволен собой, внутри меня остается некоторое неспокойствие,

неудовлетворенность. Когда я стану таким же, как он, я достигну

цели'.

Александр слышал о Диогене, о его экстатичном блаженстве, о его

безмолвности, о его подобных зеркалу глазах, напоминающих

голубое небо без единого облачка. И человек этот жил голым, ему

не нужна была даже одежда. А тут кто-то заметил: 'Он живет здесь

рядом на берегу реки, и мы будем проходить мимо, неподалеку...'

Александр пожелал повидать его, и отправился туда.

Было утро, зимнее утро, и Диоген загорал, лежа голым на песке,

наслаждаясь этим утром, солнцем, льющим на него свои лучи, все

так прекрасно, тихо, струится река...

Александр не знал, что сказать. Человек вроде Александра не

может думать ни о чем, кроме вещей и власти. Поэтому он взглянул

на Диогена и произнес: 'Я -- Александр Великий. Если тебе

что-нибудь нужно, скажи мне. Я могу тебе здорово помочь и буду

рад это сделать'.

Диоген рассмеялся и ответил: 'Мне ничего не нужно. Просто отойди

чуть-чуть в сторону, ты заслоняешь мне солнце. Это все, что ты

можешь для меня сделать. Не отбрасывай на меня тень, а больше

ничего делать не надо'.

Александр посмотрел на этого человека. Он, надо полагать,

чувствовал себя подле него, как нищий: 'Ему ничто не нужно, а

мне нужен весь мир, но даже тогда я не буду удовлетворен, даже

всего мира мне будет недостаточно'. Александр заметил: 'Я ощущаю

все большее счастье, глядя на тебя, я никогда не видел такого

довольного человека'.

'Так в чем же дело?! -- удивился Диоген. -- Если хочешь быть

таким же довольным, как я, подходи и ложись рядом, загорай.

Забудь о будущем, и отбрось прошлое. Что тебе мешает?'.

Александр рассмеялся, -- внешне, конечно, -- и произнес: 'Ты

прав -- но время еще не пришло. В один прекрасный день я буду

счастлив расслабиться и наслаждаться подобно тебе'.

'Так этот день не настанет никогда, -- возразил Диоген. -- Что

еще тебе надо, чтобы сбросить напряжение, отдыхать? Если я,

нищий, могу так блаженствовать, что же нужно еще? К чему эта

борьба, эти усилия, эти войны, это завоевание, зачем эта

потребность побеждать?'

'Когда я одержу победу, -- заявил Александр, -- когда я завоюю

весь мир, я приду и буду у тебя учиться и воссяду с тобой здесь

на берегу'.

'Но если я могу здесь лежать и блаженствовать прямо сейчас, то

зачем же откладывать на будущее? -- сказал Диоген. -- И зачем

это -- обходить весь мир, принося страдания себе и другим? Зачем

ждать конца своей жизни, чтобы придти ко мне и расслабиться

здесь? Я же уже блаженствую'.

Так что же такое -- потребность побеждать? Вам приходится

утверждать себя. Вы чувствуете себя настолько неполноценным, вы

чувствуете себя настолько незаполненным и пустым, вы чувствуете

такую пустоту, такое 'состояние-никто', состояние внутренней

пустоты, такую неуверенность в себе, что возникает потребность

доказывать, утверждать себя. Вам приходится самоутверждаться; а

пока вы не сумели самоутвердиться -- как можете вы успокоиться?

Есть только два пути, и постарайтесь понять, что эти два пути --

единственные. Первый способ -- это действовать вовне и

самоутверждаться; другой путь -- это устремиться вовнутрь и

осознать, что вы -- никто. Если вы направлены наружу, то вы

никогда не сможете доказать, что вы н'екто, вы не сможете

самоутвердиться. Потребность останется; более того, она может

усилиться. Чем больше вы доказываете, чем больше утверждаете

себя, тем более нищим вы будете себя чувствовать, как Александр,

стоящий подле Диогена. Показное самоутверждение перед другими,

попытка доказать, что вы кто-то, не поможет вам действительно

стать кем-то. Глубоко внутри остаются пустота, незаполненность,

'состояние-никто'. Они исподволь гложат ваше сердце, и в глубине

его вы чувствуете, что вы -- никто.

Никакие королевства не помогут, потому что королевства никогда

не попадут внутрь и не заполнят той внутренней пустоты в вас.

Ничто не может попасть внутрь вас, ничто не может войти в вас.

То, что снаружи, будет оставаться снаружи; то, что внутри, будет

оставаться внутри. Встретиться они не в силах. Вы можете владеть

всеми богатствами мира, но как вы сможете перенести их внутрь и

заполнить пустоту? Никак; даже имея все богатства, вы все равно

будете ощущать себя опустошенным -- еще более опустошенным,

потому что теперь будет с чем сравнивать.