ОШО

Пустая лодка. Беседы по высказываниям Чжуан Цзы (Ч

когда у них появилась власть, они стали похожи на

змей, хитрые, продажные, довлеющие.

Ваша настоящая природа проявляется только тогда, когда у вас

есть власть. Лишь тогда, когда вы _можете_ причинить вред,

становится ясно -- будете вы вредить или нет.

Лорд Эктон как-то заметил: 'Власть продажна, а абсолютная власть

продажна абсолютно'. Нет, это неправильно. Власть никогда не

продажна, она лишь выявляет продажность, позволяет ей

проявиться. Как может власть развращать? Вы уже были развращены,

но это никак не могло реализоваться. Вы уже были безобразны, но

стояли во тьме. Теперь вы ярко освещены, но не будете же вы

говорить, что это свет обезображивает вас? Нет, свет лишь

выявляет ваше уродство.

...Этого политика очень ценили и любили, он обладал очарованием.

Затем он пришел к власти, и все стали против него. Он оказался

за бортом, его имя стало пресловутым, его ругали на каждом углу,

поэтому ему пришлось покинуть свой город; люди не дали бы ему

там жить спокойно, так много зла он причинил.

И вот они с женой подыскивали себе новый дом в каком-нибудь

другом городе. Они побывали во многих городах, просто чтобы

посмотреть и решить, где остановиться. И вот, в одном из городов

люди стали забрасывать его камнями. Он обрадовался: 'Вот тут мы

и будем жить, выберем этот город'.

'Ты что, обезумел? -- воскликнула жена. -- Ты спятил? Люди

швыряют камни'.

'По крайней мере, они не безразличны', -- возразил политик.

Безразличие ранит вас больше всего, потому что эго не может

существовать в безразличии. Или за меня, или против меня -- с

этим эго смириться может, но только не будь безразличен ко мне,

потому что как я тогда смогу существовать, как сможет

существовать эго? Человек Дао остается неизвестным. Это

означает, что он не разыскивает людей, которые бы знали, кто он

на самом деле. Если они хотят узнать, то это они должны

разыскать его.

Совершенная добродетель ничего не создает.

Это одна из основ жизни Даоса.

Совершенная добродетель ничего не создает, потому что, когда вы

совершенны в своей добродетели, вам ничего не нужно. Когда вы

добродетельны совершенно, то нет желания, нет мотивации. Вы

совершенны. Как может двигаться совершенство? Только

несовершенство движется. Только несовершенство желает создать

что-нибудь. Поэтому совершенный художник никогда не пишет

картин, а совершенный музыкант выбрасывает свой ситар.

Совершенный стрелок ломает свой лук и бросает его, а

совершенный, как Будда, человек абсолютно бесполезен. Что создал

Будда -- поэзию, скульптуру, картину, общество? Он выглядит

совершенно несозидательным, бесполезным, он ничего не создал.

Совершенная добродетель ничего не создает,

потому что ей ничего не нужно. Созидание происходит от желания,

созидание происходит от вашего несовершенства. Вы сотворяете

что-то как бы для компенсации, потому что вы ощущаете в себе

незавершенность, некоторую незаполненность. Когда вы абсолютно

совершенны, абсолютно наполнены, с чего это вы станете творить,

как можете вы творить? Тогда вы сами превращаетесь в великолепие

творения, тогда ваше внутреннее существо само по себе столь

совершенно, что ничего больше не нужно.

Совершенная добродетель ничего не создает. Если

мир станет добродетелен, то все утилитарные, полезные,

практические цели отпадут. В истинно добродетельном мире,

совершенном в своей добродетели, останется лишь игра, но не

созидание. Тогда все это станет просто игрой. Вы наслаждаетесь

этим, но вам это не нужно. Совершенный мудрец абсолютно

бесполезен.

'Не я' -- это истинное 'я'.

Когда вы чувствуете, что вас нет, -- тогда впервые вы есть,

существуете, потому что то, что мы обычно называем 'я', -- это

ничто иное, как эго. Вот почему Будда, Лао Цзы, Чжуан Цзы, все

они говорят, что нет 'я', нет атмана(atman). Не то,

чтобы его и в самом деле не было -- они говорят, что нет атмана,

нет 'я', потому что ваше эго настолько хитро, что может за этим

спрятаться. Вы можете говорить: 'Ахам Брахмасми(Aham

Brahmasmi), я есть Брахман... Аналь хак(Ana'l hag),

я есть Бог', -- и эго может прятаться за этим.

Будда говорит, что некому самоутверждаться, нет 'я' внутри вас.

Будда добавляет, что вы похожи на луковицу: вы чистите, вы

продолжаете счищать уровни, слои, и, в конце концов, ничего не

остается. Ваш ум похож на луковицу, продолжайте счищать шелуху.

Это и есть медитация -- счищаете, счищаете слои шелухи, и

наступает момент, когда ничего не остается. Это небытие -- ваше

истинное я. 'Не