ОШО

Пустая лодка. Беседы по высказываниям Чжуан Цзы (Ч

жест; даже жесту недопустимо быть произвольным.

Когда вы говорите так-то и так-то, у вас должен быть

определенный взгляд; даже глазам не дозволено быть спонтанными.

Как вам надо стоять, когда вы должны кричать, а когда вам нужно

говорить шепотом, когда вам надо постучать по столу, а когда нет

-- все распланировано.

Я спросил их, где обучался Иисус. Да он вообще не был

священнослужителем, он не был священником. Он никогда не ходил

ни в какой теологический колледж, он был сыном плотника.

Две тысячи лет обучаются христианские священники, но из них не

вышло ни единого Иисуса, и никогда и не выйдет ни одного, потому

что нельзя научить быть Иисусом. Вы не можете произвести Иисуса

на заводе. А это заводы, -- эти теологические колледжи. Там вы

выпускаете священников, а если эти священники прямо-таки скучны,

мертвы, -- обременительны, -- то нетрудно понять, что такой же

станет и вся религия.

Существуют религии двух типов. Есть религия от ума -- и она

мертва. Та религия известна как теология. А еще есть другой тип

религии, религия действительная, спонтанная. Она не теологична,

она таинственна, мистична. И помните, что у индуистов одна

теология, у мусульман -- другая, у христиан -- третья, но

религия, мистическая религия, та же самая; она не может быть

разной.

И Будда, и Иисус, и Чжуан Цзы, и Лао Цзы, все они -- одно и то

же, ибо они не теологи. То, что они говорят, -- не из головы,

они просто изливают свои сердца. Они не логики, они -- поэты.

Они не пользуются никакими писаниями, их не учили этому, они

просто отзываются на потребность в вас. Их слова не заготовлены,

их манеры не установленные, их поведение незапланировано.

Теперь обратимся к сутре Чжуан Цзы.

Если человек наступает на ногу чужому

посреди базара,

он вежливо извиняется

и объясняет:

'Здесь столько народу'.

Извинение необходимо из-за отсутствия близких отношений, этот

другой -- чужак. Объяснение необходимо, потому что нет любви.

Если присутствует любовь, тогда необходимость в объяснении

отпадает, другой и так поймет. Если есть любовь, то тогда

незачем извиняться -- любовь всегда понимает.

Таким образом, нет более высокой морали, чем любовь, и быть не

может. Любовь -- это высочайший закон, но если ее нет, то

необходимо что-то взамен. И если вы наступили на базаре

незнакомому человеку на ногу, нужно извиниться, и объяснить

тоже:

'Здесь столько народу'.

В связи с этим нужно заметить еще одно. На Западе даже муж

извинится перед женой, а жена -- перед мужем. Это означает, что

любовь исчезла. Это значит, что они стали чужими, что дома нет,

семьи нет, что все вокруг превратилось в базар. На Востоке

невозможно даже представить себе такую ситуацию, но западники

думают, что люди Востока грубы. Муж никогда не извинится --

незачем, потому что мы не чужие, и другой может понять.

Извинение нужно только тогда, когда другой понять не может. А

если любовь у вас такая, что не может понять, так что толку от

извинений?

Если весь мир становится домом, то исчезают все извинения, все

объяснения исчезают. Вы извиняетесь, потому что вы не уверены в

другом. Извинение -- это трюк, чтобы миновать конфликт,

объяснение -- это способ избегнуть конфликта. Но конфликт

существует, и вы боитесь его.

Таков цивилизованный способ выбираться из конфликта! Вы

наступили на ногу постороннему, вы замечаете раздражение в его

взгляде -- он разозлился, он ударит вас. Необходимо извинение,

извинение утихомирит его гнев -- это трюк. Вам незачем быть

откровенным в ваших извинениях, это всего лишь общественный

прием, он работает, как смазка. Вы именно для того и даете

объяснение, чтобы сказать этим: 'Я не виноват, здесь столько

народу, это базар, ничего не поделать, так получилось'.

Объяснение подразумевает: 'Я не несу ответственности'.

Любовь всегда несет ответственность, полно ли тут народу, или

нет, потому что любовь всегда осознанна и чутка. Вы не можете

свалить всю вину на ситуацию, _вы_ ответственны.

Присмотритесь повнимательнее к этому явлению... Извинение -- это

прием, чтобы избежать конфликта, как смазка; а объяснение -- это

перекладывание ответственности на кого-нибудь другого. Вы же не

говорите: 'Я задумался, не смотрел по сторонам, поэтому я

наступил вам на ногу'. Вы говорите: 'Здесь столько народу!'

Тот, кто религиозен, так поступить не может, и, пока вы

продолжаете так делать, вы никогда не станете религиозным,

потому что религия означает принятие всей существующей

ответственности,