ОШО

Пустая лодка. Беседы по высказываниям Чжуан Цзы (Ч

он. -- В чем дело, что ты

теперь-то кричишь?'

А она заявила: 'Ты негодяй, ты решил меня перехитрить. Ты бросил

ту потаскуху и теперь ты шляешься с лысой любовницей!'

Ум всегда ищет неприятностей. И не смейтесь, потому что это про

_ваш_ ум. Своим смехом вы просто обманываете себя. Вы,

может, думаете, что это о ком-то другом -- это о вас. И что бы я

ни говорил, это всегда о вас.

Ум выбирает, и всегда выбирает неприятность, потому что с

выбором приходит именно неприятность. Вы не можете выбрать Бога.

Если вы выбираете, будет неприятность. Вы не можете выбрать

свободу. Если вы выбираете, свободы не будет.

Тогда как же все это получается? Как получается Бог, получается

саньяса, получается свобода, получается мокша? Это получается

когда вы осознаете глупость выбора. Это не новый выбор, это

просто отбрасывание всякого выбирания. Просто, глядя на все это,

вы начинаете смеяться. Не из чего выбирать. В итоге -- все то

же. В конце, вечером, итог будет тем же. Тогда вы перестаете

беспокоиться, император вы утром или нищий. Вы счастливы, потому

что вечером все приходит к одному и тому же, все выравнивается.

Смерть приравнивает. В смерти нет ни императоров, ни нищих.

Смерть подводит итог; а он всегда семь.

Те два варианта были одинаковы. Помните, в сумме число бананов

не изменилось. Но в одном случае обезьяны были недовольны, а в

другом случае они были счастливы.

Дрессировщик охотно

изменил свое собственное предложение

соответственно конкретным условиям,

ничего от этого не потеряв.

Человек знания всегда смотрит на объективное, истинное положение

вещей, и никогда -- на свои субъективные ощущения, чувства.

Когда обезьяны сказали 'нет', то, будь вы дрессировщиком

обезьян, вы бы обиделись. Эти обезьяны взбунтовались, они

перестали слушаться, ну как такое стерпеть! Это ранило бы вас до

глубины души.

Вы гневаетесь даже на мертвые вещи. Если вы пытаетесь открыть

дверь, а она не открывается, вы сходите с ума. Если вы пытаетесь

написать письмо, а ручка не пишет, то вы начинаете злиться. Вы

чувствуете себя задетыми, как если бы ручка делала это

сознательно, как если бы кто-то был в лодке.

И это логика не только маленьких детей, это и ваша логика тоже.

Если ребенок ушибется об стол, он ударит его, просто так, чтобы

расквитаться с ним, и он всегда будет этому столу врагом. Но вы

точно такие же -- на мертвые вещи, на предметы вы тоже злитесь,

вы сходите с ума!

Это субъективно, а мудрец никогда не субъективен. Мудрый всегда

смотрит на объективные условия. Он посмотрит на дверь, и, если

она заперта, то он попробует ее отпереть. Но он не может на нее

злиться, потому что лодка пуста. Нет никого, кто бы пытался

придерживать дверь, сопротивляясь вашим усилиям.

Для того, чтобы соответствовать объективным условиям,

дрессировщик отказался от предложенного им же варианта. Он

взглянул на обезьян и на их умы, но не счел себя оскорбленным --

он был дрессировщиком обезьян, а не обезьяной. Он посмотрел и,

должно быть, рассмеялся про себя, потому что он знал, что

получается в сумме, в результате. И он уступил. Только мудрый

человек уступает. Глупый человек всегда сопротивляется. Глупые

люди говорят, что лучше умереть, чем согнуться, что лучше

сломаться, умереть, чем жить, согнувшись.

Лао Цзы и Чжуан Цзы всегда говорят: 'Когда ветер силен, глупые

деревья сопротивляются и умирают, а мудрая трава сгибается,

покоряется. Гроза проходит, и трава снова выпрямляется, смеясь и

наслаждаясь. Трава объективна, большое дерево субъективно.

Большое дерево так мнит о себе: 'Я -- это некто огромный, кто

может меня согнуть? Кто может заставить меня сдаться?' Большое

дерево будет сражаться с грозой. Глупо сражаться с грозой,

потому что гроза пришла не за вами. В этом нет ничего

особенного, грозы случаются время от времени, а то, что вы

попали под грозу, -- это совпадение.

Обезьяны -- это животные, и они почитают себя самыми высшими

животными! Они не оскорбляют дрессировщика. Обезьяны -- это

всего лишь обезьяны. Они такие, какие они есть. Они не могут

увидеть сумму, они не умеют складывать. Они могут смотреть

только на то, что поблизости, но не на то, что далеко -- то, что

далеко, слишком далеко для них. Для них невозможно задуматься о

вечере, они знают только утро.

Итак, обезьяны есть обезьяны, а грозы есть грозы. Зачем

обижаться? Они не сражаются с вами. Они только лишь и делают,

что следуют своему собственному пути, своим собственным

привычкам. Поэтому дрессировщик