Тартханг Тулку, Падма Линг

Львы Будды

/>     Для достижения цели, учил Будда, необходимо развить в  себе
мудрость  ( санскр. пpаджна, тиб. ше pаб ), которая возникает из
единства знания и действия.  Существуют  три  фазы  приобретения
такой  мудрости:  знание, получаемое при прослушивании доктpины;
знание, получаемое при кpитическом анализе ; знание, возникающее
в медитации. Последнее является  эффектом  практики,  вызывающим
трансформацию и ведущим к освобождению.
     После   становления  доктрины  собственно  медитации  часто
оставались в тени. Отчасти как  реакция  на  это  положение  дел
выходит  на  пеpвый  план  Махаяна.  Ранняя  Махаяна  во  многом
осознавалась как практическое  осуществление  того,  что  прежде
лишь обдумывалось или обсуждалось.
     Философские  школы  Махаяны  достигли своего расцвета во II
в.н.э. с разработкой Нагарджуной доктрины Мадхьямика, и вновь  в
IV в. с введением Асангой учения школы Йогачара. Оба направления
подчеркивали  важность  как интеллектуальной, так и медитативной
деятельности, и оба явились  наивысшим  достижением  буддистской
философии в Индии.
     Однако  со  временем  вновь  стало  ощущаться  преобладание
информационного аспекта в передаче традиции. Внимание  уделялось
скорее искусству вести диспут, формированию навыков философского
мышления  и  внутриуниверситетским  взаимоотношениям. В условиях
развитой  школы  вопрос  о  прямой  реализации   природы   Будды
практически   не   ставился,  или,  скажем  мягче,  не  ставился
достаточно широко - ни в преподавании, ни в общинном быту.
     В таком контексте становится важной Буддистская Тантра. Так
же,  как  Махаяна  уравновесила   общеобразовательный   характер
Хинаяны,  традиция  Ваджраяны  дополнила  первую,  настаивая  на
важности практического аспекта в учении. Сиддхи -  последователи
Ваджраяны  -  не  отвергали традиционных учений, но прежде всего
действовали. Среди них были и  собственно  философы,  такие  как
Шантаракшита  и  Шантидева;  традиция  причисляет  к  ним  также
Нагарджуну и Асангу.  Не  существует  внутреннего  противоречия,
которое  препятствовало  бы  формированию  в одном лице крупного
философа и адепта Тантры  во  всеоружии  мастерства  и  энергии,
которые предполагает этот статус.
     Хотя   крупнейшие   сиддхи,   такие  как  Нагарджуна,  были
мастерами наук и искусств и  вращались  в  образованных  кругах,
большинство  сиддхов  выбирали новые пути. В отличие от монахов,
многие из них не изучали подготовительных текстов, но  мгновенно
и  полностью  отдавали  себя  пpевpащению  наставлений  в  опыт.
Подчеркивание  роли  практики   отвечало   глубокому   оптимизму
буддистской  традиции,  дающей  возможность собственными силами,
вне  волей-неволей  социально  окрашенных  групп  и  институтов,
обрести  несравнимую энергию и свободу. Все, что необходимо, это
- руководство учителя и стремление пройти путь полностью.
     Поддерживая  и  постоянно  имея  в   виду   опыт   глубоких
медитаций,   сиддхи   выражали   тенденцию,  отличную  от  чисто
умозрительного,  школьного  Буддизма.  Внутренняя  трансформация
сознания,   являющаяся   собственно   сиддхи,   делала   сиддхов
талантливыми учителями. Они демонстрировали неоpдинаpный  стиль,
считая  любой  способ  деятельности  выражением  природы Будды и
любую ситуацию пригодной для передачи учения.
     Со временем слово siddhi, "успех, победа",  стало  означать
сверхъестественные   способности,   возникавшие   в   результате
медитации. Так как  сиддха  -  это  тот,  кто  обладает  сиддхи,
наименование  "сиддха"  в  общем потоке индийской культуры стало
относиться  к  магу,  а  со  временем  еще  и  к  странствующему
фокуснику.  Однако  в  буддистской  традиции  существует  четкое
различие  между  двумя  типами  сиддхи.   Высшее   сиддхи   есть
Просветление,    трансцендентальная    победа.    Это    единое,
нераздельное сиддхи, достижимое только на  пути  Будды.  В  этой
книге  высшим  называется  сиддхи  Махамудры, практики "Великого
Символа".
     Второй  тип  сиддхи  означает   "магические"   способности,
которые  могут  быть  получены  и иным путем в любой йогической,
шаманской  или  подобной  тому  традиции.   Индийская   традиция
располагает  бесчисленными  списками  подобных сиддхи,