Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 4)

кровать чистые простыни для почитания означенной субботы; не зажигая огня

и не делая ничего другого, остерегаясь этого, пока длится пятница. Или кто

вымыл и очистил от сала мясо, приготовленное для пищи, кладя его в воду,

чтобы обескровить. Или кто вынул железы из задней части бараньей ноги или из

мяса другого животного. Или кто зарезал животных или птиц для приготовления

пищи, произнося известные слова, пробуя сначала нож ногтем, чтобы видеть, не

имеет ли он зазубрин, прикрывая кровь землей. Кто ел мясо Великим постом и в

другие запрещенные святой матерью-Церковью дни без нужды в этом, считая и

думая, что он может его есть без греха. Или кто соблюдал Великий пост,

называемый постом прощения, ходя в эти дни босиком. Или если они произносили

молитвы евреев и ночью просили взаимно прощения, причем отцы возлагали на

головы детей руки, не крестя их, ничего не говоря или произнося: будьте

благословенны Богом и мною, как повелевает закон Моисеев и требует его

обрядность. Если они постились в пост царицы Эсфири или в пост ребиам

{Такого слова нет в еврейском языке; разрушение храма отмечается постом в

девятый день месяца аба (тише бе-аб). В память двукратного падения

Иерусалима и разрушения храма (в первый раз халдеями в 586 году до нашей

эры, второй раз римлянами в 70 году нашей эры) установлен день для поста и

траура. 'Пять бедствий обрушились на наших предков в девятое аба: произнесен

был божественный приговор над выходцами из Египта, чтобы они погибли все в

пустыне и не вступили в обетованную землю; разрушены были первый храм и

второй; взята была римлянами крепость Бетар (Бар-Кохбы) и вспахан был, как

поле, святой град'. (Так говорится в Талмуде об этом еврейском

национально-траурном дне.) К этим пяти бедствиям позднейшая мартирология

евреев прибавила шестое: изгнание евреев из Испании, совершившееся в 1492

году также в день девятого аба. Естественно, что воспоминание об этом дне

пустило глубокие корни среди евреев, принимающих на веру точную дату всех

шести бедствий; отсюда обычай, сохранившийся в Польше, России, Румынии до

самых последних дней, отмечать этот день разными траурными признаками, между

прочим, не носить обуви и ходить босиком в течение всего дня. Этим

объясняется русское название девятого аба - 'босины', слово, неверно

истолкованное В. И. Далем, а потом и академическим словарем русского языка,

как еврейский праздник, обряд омовения ног. (Примеч. ред.)}, который

называется постом разрушения святого храма, или соблюдали другие посты

евреев среди недели, в понедельник и в четверг, не принимая пищи в эти дни,

пока ночью не выступят звезды, и с ночи не вкушая мяса, моясь накануне дней

этих постов, остригая ногти и кончики волос на голове, сберегая или сжигая

их, произнося еврейские молитвы, поднимая и опуская голову, обернувшись

лицом к стене, перед произнесением их моя руки водой или песком, одеваясь в

костюмы из саржи, этамина или полотна, с нитями, висящими по концам с

узлами. Или они праздновали Пасху опресноков, начиная есть в эти дни латук,

сельдерей и другие овощи. Или праздновали праздник кущей, расстилая зеленые

ветви и украшения, вкушая и прощая друг друга. Или соблюдали праздник

светильников, зажигая свечи одну за другой до десяти часов вечера, а затем

принимаясь их гасить, произнося еврейские молитвы в эти дни. Или если

благословляли стол, по обычаю евреев, и пили кошерное вино. Или делали

бараху, беря в руку сосуд с вином, произнося над ним известные слова и давая

выпить каждому по глотку. Или если ели мясо, зарезанное рукой евреев, и ели

его за столом с ними и с их пищей. Или если читали псалмы Давида без малого

славословия. Или если ждали Мессию. Или говорили, что Мессия, обещанный в

законе Моисея, не пришел, но придет, и надеялись, что он избавит их от

пленения, в котором они, по их словам, находятся, и приведет их в

обетованную землю. Или если какая-нибудь женщина остерегалась в течение

сорока дней после родов ходить в храм, по обряду Моисеева закона. Или по

рождении младенцев обрезали их, или давали еврейские имена и так звали их.

Или стирали миро или мыли крещеным те места, которые были помазаны елеем и

миром. Или на седьмую ночь по рождении младенца ставили сосуд с водой, клали

в него золото, серебро, жемчуг, пшеницу, ячмень и другие предметы, и купали

младенца