Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 4)

своей

славы и для спасения заблудших душ, чтобы мне исполнить свои обязанности по

служению ему.

Меня известили об одной вещи, от которой получается большой вред и

происходят пререкания в народе всего царства: когда конфискуется имущество

какого-либо осужденного, требуют [вернуть] приданое, которое он дал своим

дочерям, и переделяют наследство, отданное им при жизни. Так как мужья

видят, что у них отобрано приданое, они в отчаянии, что им нечем

поддерживать существование, особенно лица почтенные, скрываются и покидают

жен и разоренных детей или дурно обращаются с ними, видя, что потеряли

имущество, которое получили вместе с ними. Отсюда рождается много других

бедствий. Мне показалось, что лучше не разлучать вступивших в брак, чем

сочетать браком сирот, и лучше не делать нищими имеющих средства к жизни,

чем подавать милостыню неимущим. Также нет причины, чтобы те, кто вступил в

торговые сделки с осужденными, считая их принадлежащими к хорошим

христианам, потерпели ущерб, так как за ними нет никакой вины. Я приказал,

чтобы, когда конфискуется имущество осужденного за ересь, отчуждалась только

та часть, которой он владел в момент ареста, и чтобы из этого имущества были

погашены все долги его и уплачено приданое, обещанное им его сыновьям и

дочерям, потому что в то время, как другие лица вступали с ним в договоры,

они не могли этого знать. Поэтому я приказал, чтобы после осуждения

виновного были исполнены все договоры и соглашения так, как они были бы

исполнены, если бы он не был осужден; чтобы не требовали обратно приданого и

подарков, данных им своим дочерям и сыновьям; чтобы все договоры и дарения

имели законную силу, как будто он не был осужден. Я известил всех

инквизиторов, чтобы в случае какой-либо конфискации имущества они ничего не

предпринимали бы, не уведомив меня сначала о размере его имущества, о числе

сыновей и дочерей и о их положении, и о том, хорошие ли они христиане. Если

дети порядочны и добродетельны, они неповинны в проступках, совершенных

отцом или матерью, и нуждаются для своего существования в имуществе; мне

кажется, что будет великой милостью оставить им имущество для поддержания

существования, и почти всегда, когда имеются дети, я их награждаю имуществом

их отцов. Если имущество очень значительно, а их немного, я делю его им, и

они остаются довольны. Видя, что я ищу не временных выгод, а пользы духовной

и телесной, они питают ко мне любовь и, что бы ни делали, стараются мне

угодить и делают все по моему желанию; таким образом, они и я, мы живем

довольные друг другом, и Бог оказывает нам свое щедрое милосердие.

В инквизиции произошли серьезные изменения (говорит король Пруденциан)

из-за невозможности дурных поступков или подозрения в них. Инквизиторы и

чиновники инквизиции получали жалованье с конфискованного имущества или со

штрафов, налагаемых на виновных; поэтому многие подозревали, что они

назначали денежные штрафы в большом количестве, чтобы поддержать свои доходы

и не лишиться пенсий и жалований. Для уничтожения этого подозрения я

испросил папское бреве, которым в каждом кафедральном соборе две должности

каноников, как только они освободятся, будут отданы двум инквизиторам, а два

прихода в епархии - секретарям, причем инквизиторы и секретари, имеющие

каноникаты и приходы, будут пользоваться ежедневными раздачами, пребывая в

инквизиции в будни, а по воскресеньям и праздникам они обязаны служить

обедню и пребывать в своей церкви, как и другие каноники и священники. Если

они не будут делать этого, они потеряют раздачи, обычно получаемые в эти

дни. Лучшие из этих каноникатов будут отданы инквизиторам совета инквизиции,

а лучшие приходы - его секретарям. Когда двор находится в городе, они будут

обязаны служить обедню и пребывать там по воскресеньям и праздникам. Но если

двор не будет в том городе, где у них каноникаты и приходы, они получат

доход, хотя бы не были там в эти дни. Однако, во всяком случае, они обязаны

служить обедню в праздник Пасхи и в Святую неделю и пребывать эти дни в

своей церкви; а если их не будет там, они потеряют права на получение

дохода, раздаваемого в эти дни. Уничтожение повода говорить или делать

дурное принесло большую пользу, и благодеяния церкви распространились на

лиц, которые ей полезны, уничтожая заблуждения и научая истине