Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 4)

провинившийся

- его друг, он не желает наказать его по заслугам. Таким образом, государь,

не следует обращаться с одним слугой, как с другим, даже по справедливости,

так как можно проявлять к одному обвиняемому больше внимания, чем к другому,

чтобы его невиновность не была скрыта, дав ему судей, которые без нарушения

правосудия могут быть назначены. Поэтому особенно король Энрике, что было не

нужно королю Педро, повелел, чтобы его слуг не судил никто, кроме его

самого. С большим основанием я умоляю Ваше Высочество постановить в деле

моем и моего брата, как я прошу, потому что все это следует по

справедливости, и, не нарушая ее, вы можете приказать. Таким образом

разрешения, о которых я говорю, касаются судей и правосудия. Я не знаю, как

Ваше Высочество может отказать в них вашему слуге. Вашего Высочества

нижайший раб, целующий ваши королевские руки, Хуан де Лусена'.

Примечание. Это письмо находится в королевской библиотеке, полка 5,

сборник 54, и доказывает злоупотребления, которые позволяли себе инквизиторы

прежней эпохи, а еще более личную цель Фердинанда V при учреждении святого

трибунала. Конституция Арагонского королевства не допускала конфискации

имуществ. Король поклялся соблюдать органические законы королевства,

называемые фуэросами (fueros). Депутаты, представлявшие королевство,

протестовали против инквизиторского обычая, предписывавшего секвестр

имуществ. Фердинанд решил вернуть конфискованные имущества живым осужденным,

но удержал имущества, принадлежавшие умершим. Это побудило его советника

Хуана де Лусена сказать в письме, что никто не одобряет образа действий Его

Величества и что действительно он не думает, будто его можно считать

законным, если папа не освободил Его Величество от данной присяги. Но

принадлежало ли папе право освобождать короля от данного королевству

обещания соблюдать его органические законы?

Письмо первого архиепископа Гранады дома Фернандо де Талаверы,

адресованное в 1506 году католическому королю Фердинанду V. Он сильно

жалуется на инквизиторов Кордовы за их обращение с ним, его родственниками и

многими другими лицами, которые, не будучи никогда опозоренными, терпят

страшные страдания в застенках святого трибунала. Он склоняет короля

отрешить инквизиторов от должности, посетить лично трибунал, повелеть

представить ему подлинные процессы и приказать, чтобы свидетели были

допрошены вторично в присутствии Его Величества. Если этот поступок

невозможен, он просит поручить исполнение этого какому-либо епископу по

соглашению с главным инквизитором Диего Десой. Он показывает, что

инквизиторы нарушают божественное и человеческое право, заключая оговоренных

в тюрьмы без предварительного констатирования преступления, скрывая имена

свидетелей, отказывая обвиняемым в праве самим свободно избрать своих

защитников, дурно обращаясь с ними для получения признания в собственных

преступлениях, которых они может быть не совершили, или в преступлениях

посторонних лиц, которые им неизвестны. Наконец, он утверждает, что

существуют серьезные мотивы для создания комиссии, которая должна бы

посетить трибунал инквизиции и учредить следствие против судопроизводства

инквизиторов.

(Перевод с испанского)

'Архиепископ Гранады говорит, что не знает, кому жаловаться и кому

поведать свои скорби, чтобы доставить себе утешение и помощь в них, кроме

единственно Вашего Высочества, которого -касаются его дела, главным образом

потому, что в этом городе и королевстве и среди недавно обращенных растут

соблазн, ущерб и пререкания, а также потому, что это создание и дело Вашего

Высочества.

Известно Вашему Высочеству и всем, которые слышали, о сделанном с его

родственниками, слугами, приближенными и чиновниками, что это не могло

произойти без великого позора и бесчестия. Это является большим ущербом для

новообращенных к святой вере в нашем королевстве. Из этого проистекает

великая обида нашему Господу, потому что не видано, чтобы главный и

уважаемый прелат подвергался такому дурному обращению и был так опозорен и

обесчещен, тогда как его слава, честь и репутация необходимы и полезны, как

хороший образец для народа и королевства, ставших недавно