Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 4)

возлюбленных чад Мигуэля де Морильо, магистра, и Хуана

де Сан-Мартина, бакалавра богословия, монахов ордена братьев проповедников.

Затем тех же Мигуэля и Хуана, которые до тех пор в городе Севилье и его

епархии трудились на службе инквизиции против иудействующих, мы, по совету

братии наших, по соизволению нашему и апостольского престола, апостольской

властью избрали инквизиторами в королевствах Кастилия и Леон для

преследования сторонников иудейского суеверия и других лиц, оскверненных

пагубой какой-либо еретической испорченности. [Мы даровали им] полную власть

возобновлять и доводить до конца начатые ими раньше процессы, которые они

вели по закону и праву, вместе с местными благочинными и судьями, вести их

согласно формам, установленным законом, и предпринимать и вести другие дела

против виновных в какой-либо еретической испорченности и их пособников. [Мы

разрешили им] также действовать согласно постановлениям священных канонов,

приказывать и исполнять все вообще и в частности, что относится к службе

инквизиции еретической испорченности. Мы решили, что, если инквизиторы и

вышеозначенные благочинные и судьи окажутся небрежными или халатными в

исполнении своих обязанностей, они навлекут на себя определенные церковные

кары, а также лишение управления и заведования своими церквами, как мы

определили и постановили в другом нашем послании. Постепенно мы также

узнали, что некоторые, против коих вышеназванные инквизиторы вели процессы,

подали апелляции к апостольскому престолу на причиненные им, как они

утверждали, в этих процессах притеснения, и добивались разбора этих

апелляций в римской курии, и часто достигали этого; [добивались] через

комиссаров [приказания] вышеназванным инквизиторам воздерживаться от ведения

процессов этого рода, так как против них возникали апелляции; тех же самых

инквизиторов и инициаторов этих дел или попечителей веры, в этих землях

уполномоченных, старались привлечь как свидетелей к расследованию

апелляционных дел и привлекали, чем замедлялась упомянутая служба

инквизиции. Тогда мы апостольской властью устроили, постановили и

уполномочили, по соизволению нашему и апостольского престола,

достопочтенного брата нашего Иньиго, архиепископа Севильского, избранным

судьею всех вообще и в частности апелляционных дел, как представленных

апостольскому престолу, так и тех, которые впредь могут быть представлены

кем-либо и когда-либо по делу инквизиции еретической испорченности в

вышеназванных королевствах. [Мы даровали ему] полную власть расследовать

нашим именем и заканчивать только должным образом все дела по апелляциям,

как уже представленным, так и тем, которые будут представлены, ему самому

или кому другому, как ему будет угодно, чтобы без особого поручения всякие

дела по апелляциям, представленные и поступившие к аудиторам суда

апостольского дворца, или другим судьям, уполномоченным в римской курии или

вне ее, свободно и законно имел силу (в глазах как апеллянтов, так и

попечителей католической веры на местах и инициаторов уголовных дел в

церковных судах) должным образом принять и вести дальше и те, которые будут

вновь представлены, самолично или через другого, как было сказано,

выслушивать, расследовать и определять им должное окончание. Их состояние и

содержание, а также имена и фамилии аудиторов и судей, расследующих эти

дела, и светских и духовных лиц, которых это касалось, их сан и отличия

церковные и мирские, которыми они пользовались, нам были точно известны, и

мы по собственному побуждению из нашей любознательности их вытребовали.

Что касается возможности апеллировать на самого архиепископа Иньиго (и

на тех, кому он в апелляционных делах передал свои полномочия для выслушания

и расследования их) до или после произнесенного архиепископом Иньиго

приговора в этих апелляционных делах (как и на нас, кого замещал архиепископ

Иньиго и его уполномоченные, представлявшие нашу особу), то мы апостольской

властью постановили, что на окончательный приговор, произнесенный по делу о

ереси, апелляция невозможна.

Чтобы в процессах и делах о ереси против жителей города Севильи и его

епархии апеллянты в дозволенных законом случаях, под предлогом, что

означенный архиепископ Иньиго вступается напоследок как церковный судья,