Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 4)

2 августа 1483 года. Папа вспоминает о жалобах

жителей Севильской епархии на инквизиторов и говорит, что, хотя он назначил

архиепископа Севильского апелляционным судьей, эта мера не прекратила зла,

что многие лица, обратившиеся к Его Святейшеству, получили отпущение при

наложении тайной епитимьи и что в пользу их был издан указ,

приостанавливавший начатые инквизиторами процессы, восстановивший в правах

владения тех, кто был лишен имущества, и вернувший им право на получение

почестей, даже в том случае, когда их статуи были сожжены и они были

осуждены за отсутствие, бегство или упорство; инквизиторы не считались ни с

этим указом, ни с тайным отпущением, дарованным обвиняемым, вследствие чего

бедствия растут ежедневно. Поэтому Его Святейшество повелевает: 1) чтобы все

процессы, возбужденные против апеллировавших на действия инквизиторов, были

посланы в Рим для разбора трибуналом аудиторов апостолической камеры; 2)

чтобы архиепископ или епископ, к которому явятся кающиеся еретики с просьбой

об отпущении греха ереси, даровал им эту милость, наложив на них тайную

епитимью; 3) чтобы еретики, получившие это отпущение, не были более

тревожимы инквизиторами, которые должны будут оставить свои процессы в том

положении, в каком они очутятся ко времени получения настоящей буллы; чтобы

отнятое у них имущество было им возвращено и сами они были избавлены от

клейма позора; 4) Его Святейшество просит королей Фердинанда и Изабеллу

позволить этим подданным жить спокойно в Испании на их угодьях, с почестями,

которыми они пользовались прежде. История должна сохранить вечное

воспоминание о побуждении Сикста IV указать пользу тайных отпущений,

которые, по его мысли, следует давать обвиняемым по делу религии. 'Позор

публичного покаяния, - говорит этот первосвященник, - приводит иногда

грешников к ужасному отчаянию; таким образом, они предпочитают умереть в

грехе, чем жить в бесчестии. Поэтому мы решили, что здесь следует поступать

благоразумно и согласоваться с евангельским примером, возвращая в овчарню,

посредством милости, этих заблудших овец'.

(Перевод с латинского)

'Сикст, епископ, раб рабов Божиих, для памяти впредь о деле.

Хотя намерение римского первосвященника, заведующего по божественному

назначению служением священного апостольства, преимущественно клонится к

тому, чтобы соблюдались постановления церковных законов и чтобы согласно их

смыслу регулировались отдельные случаи, - однако часто наступают времена,

нужды и дела, в коих подобает умерять суровость милостью привычной

благосклонности. Сами постановления свидетельствуют, что правила святых

отцов предаются по настоятельной нужде сообразно времени, месту, лицам и

делам. Поэтому надлежит отказаться от порицания, если сам первосвященник, в

связи с разнообразием событий, лиц, дел и времен, руководствуясь [сознанием]

необходимости более, чем благочестием, [пользуясь] полнотою переданной ему

чрез блаженного Петра власти, умерит строгость закона мягкостью апостольской

кротости, ибо, будучи служителем милосердия Божия, он привык приходить на

помощь падшим, чтобы надежда на вечную жизнь подкреплялась не только

благодатью крещения, но и врачеванием покаяния, и чтобы те, кто осквернил

дары крещения, осудив себя собственным судом, удостоились достичь отпущения

своих преступлений.

Уже давно мы узнали из донесения возлюбленнейшего во Христе сына нашего

короля Фердинанда и возлюбленнейшей во Христе дщери нашей королевы

Елизаветы, светлейших [государей] Кастилии и Леона, что в разных городах,

землях и местечках означенных королевств находятся люди, которые, по

внешности ведя себя, как христиане, не убоялись и не боятся соблюдать обряды

и обычаи евреев и постановления и правила иудейского суеверия и вероломства,

отступая по неверию от истины католической религии, ее богослужения и членов

веры. Со дня на день так возрастала неверность этих иудействующих, что

последователи ее не страшились других обращать в иудейство и привлекать к

разным заблуждениям относительно католической веры.

Тогда мы даровали вышеназванным королю и королеве через наши послания

право назначать инквизиторов (согласно местной надобности) против этих

отступников, уклоняющихся от веры. Они назначили инквизиторами в городе

Севилье и его епархии