Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 4)

умереть в грехе, чем вести жизнь в

бесчестии, мы сочли нужным прийти к ним на помощь и согласно евангельской

заповеди вернуть погибающих овец в стадо истинного пастыря Господа нашего

Иисуса Христа милостью апостольского престола.

По этой причине мы по собственному побуждению, ведению и власти

повелеваем архиепископу Севильскому и другим достопочтенным братиям нашим

архиепископам и епископам, как в римской курии, так и вне ее, в

вышеозначенных и других государствах находящимся, под страхом запрещения в

священнослужении в силу принесенной нам и апостольскому престолу присяги на

верность и послушание, чтобы они допускали к тайному отречению [от ереси]

всех вообще и в частности граждан города Севильи и его епархии, жителей

обоего пола, прибегающих к кому-нибудь из них смиренно и с сердечным

сокрушением и желающих тайно исповедать свои заблуждения, тайно отречься от

них и от всякого рода ереси и отступничества и жить, как подобает католикам,

хотя бы они были исповеданы, изобличены, публично или тайно обвинены,

опозорены, заподозрены, увещеваемы, преданы суду или арестованы, или

исполняли иудейские обряды и церемонии, или не указали виновных в этом

преступлении, или побеждены испытаниями, или по признаниям некоторых лиц

отмечены таковыми и заклеймены позором, или вышеозначенными инквизиторами,

ассистентом и благочинным или кем-либо другим объявлены еретиками и

отступниками, или по произнесении окончательного приговора и по

представлении светскому суду ввиду их отсутствия с подобающей

торжественностью были сожжены их статуи, или иначе против них было строго

поступлено, или остаются еще нерешенными их процессы, из которых очевидно

явствуют их заблуждения. Пусть священники позаботятся об их спасительном и

тайном покаянии и о благодеянии отпущения, и о содержании посланий великого

пенитенциарного судьи (majoris poenitentiarii), дарованных или имеющих быть

дарованными по особому повелению нашему, согласно форме и содержанию их и

смыслу настоящего послания (в этом отношении мы даруем им полное право).

Пусть они содействуют помощью действительной защиты получившим таковое

отпущение, не допуская, чтобы кем-либо и чьей-либо властью по случаю прежних

дел им причинялись неприятности, обуздывая противодействующих самолично или

через других церковным наказанием или другим законным средством, не обращая

внимания на апелляцию, призвав, если понадобится, на помощь светскую власть;

пусть они подобающим способом позаботятся о самих получивших отпущение, как

они найдут возможным похлопотать о них с помощью Божией для спасения душ и

тел падших. Мы же для успеха этого отпущения и восстановления, которые будут

получены в силу вышеназванного или настоящего [распоряжения] или уже

получены как по теперешним, так и по прежним [повелениям], зачеркиваем,

кассируем, аннулируем и повелеваем считать недействительными и небывшими все

приговоры и процессы, вышеназванными инквизиторами, ассистентом и

благочинным произнесенные и проведенные, и приказания об их исполнении,

данные и долженствуемые быть данными светским судьям.

Строжайше воспрещаем под страхом законного наказания церковным особам,

благочинному, ассистенту и инквизиторам и всяким другим судьям церковным и

светским вступаться, оспаривать и истолковывать нерешенные дела по

вышеназванным апелляциям, остающиеся в нашей курии, прямо или косвенно в

ущерб нерешенной тяжбы, а также силу посланий великого пенитенциарного

судьи, его власть и компетенцию, каким бы то ни было образом, под каким бы

то ни было изобретенным предлогом. Мы объявляем недействительным и тщетным

все иное, на что кто-либо вздумает покуситься вопреки этим приказаниям

относительно вышесказанного при помощи какой-либо власти, сознательно или

неумышленно, или угнетать их публично или тайно, прямо или косвенно; но

пусть они считают их за настоящих католиков.

Сверх того, так как согласно мнению святых канонов во всех [нас]

человеческое существо побеждается божественной природой, ибо только одно

милосердие, как являет само человеческое естество, уподобляет нас Богу,

именем Господа нашего Иисуса Христа просим и увещеваем короля и королеву,

чтобы, подражая тому, кому всегда естественно миловать и щадить, они

благоволили пощадить местных граждан города