Петр Демьянович Успенский

Психология и космология возможного развития человека

и

ничто тогда не изменится.


Человек есть машина, но машина особая. Он является машиной, которая в

определенных обстоятельствах и при правильном обращении может знать то, что

он -- машина, а полностью это осознав, он может обнаружить и пути к

прекращению своего бытия как машина.


Прежде всего ему требуется знать, что он не единое, а многое. У него нет

одного постоянного и неизменного 'Я' или Эго. Он всегда различен. В один момент

он один, в другой -- другой, в третий -- третий и так далее почти до

бесконечности.


Иллюзия единства или целостности создается у человека в первую очередь

ощущением одного физического тела и его именем, которое в нормальных

случаях всегда остается тем же самым, а в-третьих, множеством механических

навыков, внушенных ему воспитанием или приобретенных путем имитации. Обладая все

теми же телесными ощущениями, слыша все то же имя и замечая за собой те же

привычки и склонности, что и раньше, он верит, будто всегда был тем же самым.


В действительности же никакого единства нет, нет контролирующего центра,

постоянного 'Я' или Эго. Общая картина человека такова:




Всякая мысль, всякое чувство, ощущение, желание, хотение и нехотение есть

некое 'Я'. Эти 'Я' не связаны и не согласованы друг с другом каким бы то ни

было образом. Каждое из них зависит от перемен во внешних обстоятельствах и от

изменения впечатлений.


Одни 'Я' механически следуют за какими-то другими, а иные проявляются всегда

в компании других. Но в этом нет ни порядка, ни системы.


Имеются определенные группы этих 'Я', которые наделены природной связью. О

них речь пойдет далее. Сейчас же нам нужно постараться понять, что есть

группировки 'Я', связанные лишь случайными ассоциациями, воспоминаниями или

воображаемым сходством.


Любое из этих 'Я' представляет в каждый данный момент незначительную часть

нашего 'мозга', 'ума' или 'рассудка', но каждое из них мнит себя представителем

целого. Когда человек говорит 'Я', это звучит так, словно он имеет в

виду себя целиком, но на деле, даже когда он думает, будто имеет это в виду,

речь идет о преходящей мысли, преходящем настроении, желании. Через час он

совсем о нем забудет и с той же убежденностью начнет утверждать нечто

противоположное -- мнение, точку зрения, увлечение. Хуже всего то, что человек

не помнит этого. В большинстве случаев он верит в последнее 'Я', пока оно себя

выражает, т. е. до тех пор когда другое 'Я', иной раз совсем не сочетаемое с первым,

не начнет выражать мнение или желание громче первого.


Вернемся теперь к двум другим вопросам.




Что означает развитие? И что это значит -- стать другим существом? Или, иными

словами, какого рода изменения возможны, когда и как они начинаются в

человеке?


Уже было сказано, что изменения начинаются с тех сил и способностей, которые

человек приписывает себе, но коими он в действительности не обладает.


Это значит, что перед тем, как приобрести новые силы и способности, он

должен действительно развить в себе те качества, каковыми он думает,

что владеет и относительно которых у него имеются величайшие иллюзии.


Развитие не может начаться на основе лжи самому себе или самообмана. Человек

должен знать, что у него есть, чего нет. Это значит, что ему нужно признаться в

отсутствии приписываемых им себе качеств, т.е . способности делать,

индивидуальности, единства, постоянного Эго, а вдобавок Сознания и Воли.


Человеку необходимо знать это, поскольку до тех пор, пока он верит в наличие

этих качеств, он не предпримет правильных усилий для обретения, точно так же,

как человек не станет покупать дорогие предметы и дорого платить за них, если

он полагает, что уже обладает ими.


Самое важное и самое обманчивое из этих качеств -- сознание. И

перемены в человеке начинаются вместе с изменениями в понимании смысла

сознания, а затем и постепенном обретении контроля над ним.


Что такое сознание?


В обыденном языке слово 'сознание' в большинстве случаев используется как

эквивалент слову 'интеллект' в смысле умственной деятельности.