Петр Демьянович Успенский

Психология и космология возможного развития человека

машины обычно связано с

ложным понятием нашего единства. Когда мы понимаем, насколько мы разделены в

себе самих, мы осознаем и опасность, заключенную в том факте, что одна наша

часть работает вместо другой без нашего ведома.


Для изучения самого себя и самонаблюдения необходимо изучать и наблюдать не

только правильную работу центров, но и неправильную. Нужно знать все виды

последней и особенные ее черты, присущие каждому отдельному человеку.

Невозможно познать самого себя без знания своих недостатков и дурных черт.

Помимо общих недостатков, которые есть у всех, любой из нас имеет свои частные

пороки, присущие ему одному, и в свое время они также должны изучаться.


В начале этой лекции я указывал, что идея человека -- машины, приводимой в

действие внешними воздействиями, является поистине научной.


Но наука не знает следующего:


Во-первых, человеческая машина работает не в соответствии со

споим стандартом, а намного ниже нормы, т. е. не всеми присущими ей силами, и

не всеми своими частями.


Во-вторых, что, несмотря на многие препятствия, она способна

развить, создать для себя совсем иные стандарты восприятия и действия.


Поговорим теперь о необходимых условиях развития, так как нужно помнить,

что, хотя развитие и является возможным, оно в то же самое время крайне редко и

требует огромного числа внешних и внутренних условий.


Каковы эти условия?


Первым из них является понимание человеком своего положения, своих

трудностей и возможностей, его сильнейшее желание изменить свое настоящее

положение либо сильнейший интерес к новому, к неизведанному состоянию,

которое придет вместе с изменением. Короче говоря, он должен либо

сильнейшим образом отталкиваться от сто настоящего состояния, либо очень сильно

притягиваться будущим состоянием.


Далее, необходима определенная подготовка. Человек должен быть способен

понимать ему сказанное.


Должны быть также соответствующие внешние условия: достаточное количество

свободного времени для учебы, обстоятельства, делающие учебу возможной.


Невозможно перечислить все необходимые условия. Но к ним среди всего прочего

относится наличие школы, а оно предполагает такие социальные и политические

условия в данной стране, при которых школа может существовать, потому что школа

не может существовать в любых условиях. Более или менее упорядоченная

жизнь, какой-то уровень культуры и личной свободы необходимы для

существования школы. Наше время является наиболее тяжелым в этом отношении. На

Востоке школы быстро исчезают. Во многих странах они абсолютно невозможны.

Например, в большевистской России, гитлеровской Германии, Италии Муссолини или

Турции Кемаля.


Говоря об этом предмете подробнее в 'Новой модели Вселенной', я

процитировал несколько стихов из 'Законов Ману':


(Законы Ману / Пер. С. Д. Эльмановича. М., 1960.)


гл. IV. Из правил Шнатаки

(Домохозяина):


61. Не следует проживать

в стране шудр, обитаемой людьми нечестивыми, завоеванной еретиками, изобилующей

людьми низкорожденными


79. Не следует общаться с

изгоями, чандалами, пулькасами, глупцами, надменными, низкорожденными.

антьявасайинами (гробокопателями).


гл. VIII.


22. Та страна, которая

населена главным образом шудрами, полная неверующих, лишенная дваждырожденных,

быстро гибнет, измученная голодом и болезнями.


 


Страна шудр -- страна, и

которой царь и сановники шудры, т. е. представители четвертого низшего сословия

-- варны, состоящего из: слуг и ремесленников не арийскиго происхождения.


Чандалы и пулькасы -- выходцы

из низших каст, неприкасаемые для ариев.


Дваждырожденные --

представители трех высших арийских сословий -- варн, по отношению к которым

исполнялся обряд второго рождении -- обряд посвящения, дающий право на обучение

занятиям предков и право быть домохозяином.


Эти идеи 'Законов Ману' чрезвычайно интересны, поскольку они дают нам

основание, по которому мы можем судить о различных политических и социальных

условиях