Петр Демьянович Успенский

Психология и космология возможного развития человека

что ему никогда не

удастся добиться контроля над нею, что она всегда уводит его от

наиболее сознательно принимаемых решений и толкает туда, куда он не собирался

идти. Воображение почти столь же дурно, как и ложь; на деле это ложь самому

себе. Человек начинает воображать нечто с тем, чтобы доставить себе

удовольствие и очень скоро он начинает верить тому, что воображает, хотя бы

частично.


Далее, или даже до того, обнаруживаются многие очень опасные последствия

выражения отрицательных эмоций. Термин 'отрицательные эмоции'

означает всякого рода эмоции насилия или депрессии: жалость к себе, гнев,

подозрительность, страх, досада, скука, недоверие, ревность и т. д. Обычно это

выражение отрицательных эмоций принимается как нечто вполне естественное и даже

необходимое. Люди часто называют его 'искренностью'. Конечно, с искренностью

оно не имеет ничего общего: это просто признак слабости человека, дурного нрава

и неспособности держать при себе свои обиды. Это осознается, когда человек

старается противостоять этим эмоциям. И тем самым он получает еще один урок. Он

осознает, что недостаточно наблюдать механические проявления, что нужно им

сопротивляться, потому что без сопротивления невозможно их наблюдать. Они

происходят столь быстро, так привычно и так незаметно, что их нельзя увидеть,

если не предпринимать усилий по созданию для них препятствий.


Вслед за выражением отрицательных эмоций человек замечает у себя и

у других людей одну любопытную механическую черту. Это разговоры. В

самих по себе в ник нет ничего плохого. Но у некоторых людей, особенно у тех,

кто замечает ее в последнюю очередь, разговоры становятся настоящим пороком.

Эти люди болтают все время, повсюду, работая, путешествуя, даже во сне. Они не

перестают говорить с кем-нибудь, пока есть с кем, и даже когда не с кем, они

разговаривают сами с собой.


Все это также нужно не только наблюдать, следует и сопротивляться болтовне,

насколько возможно. Пока нет ей сопротивления, никакое наблюдение невозможно, а

все результаты наблюдений немедленно испаряются в разговорах.


Трудности, возникающие по ходу наблюдения за этими четырьмя проявлениями --

ложью, воображением, выражением отрицательных эмоций и ненужной речью, --

показывают человеку его абсолютную механичность и даже невозможность борьбы

против нес без помощи, т. е. без нового знания и действительного содействия.

Ибо даже в том случае, если человек получил какой-то материал, он забывает его

использовать, забывает наблюдать себя. Иными словами, он снова засыпает, и его

нужно все время будить.


Это 'засыпание' имеет собственные определенные черты, каковые неизвестны,

или. по крайней мере, не зарегистрированы и не названы в обычной психологии.

Эти черты требуют специального изучения.


Имеются две такие черты.


Первая из них называется отождествление.


'Отождествление' или 'отождествленность' -- это любопытное состояние, в

котором человек проводит более половины своей жизни. Он 'отождествляется' со

всем: с тем, что он говорит, чувствует, во что верит и не верит, желает и не

желает, что его привлекает, что отталкивает. Все поглощает его, и он не может

отделить себя от идеи, чувства или поглотившего его объекта. Это значит, что в

состоянии отождествления человек не способен смотреть непредвзято на объект его

отождествления. Трудно найти такой пустяк, с которым человек не мог бы

отождествляться. В то же время в состоянии отождествления у человека еще меньше

контроля над своими механическими реакциями, нежели в любое другое время. Такие

проявления, как ложь, воображение, выражение отрицательных эмоций и непрерывные

разговоры нуждаются в отождествлении. Без него они не могут

существовать. Если человек сумеет избавиться от отождествления, он может

избавиться от множества бесполезных и глупых проявлений.


Значение, причины и результаты отождествления замечательно описаны в 'Филокалии',

упомянутой мною в первой лекции. Но нет и следа понимания ее в современной

психологии, это вполне преданное забвению 'психологическое открытие'.


Второе, ведущее ко сну состояние, родственное отождествлению,